Изучаем латинский язык с нуля!
Lectio septima


Урок 7

Eruditio aspĕra — optĭma (est).
Суровое воспитание — самое лучшее.

III и IV спряжения

В предыдущих уроках мы встречали глаголы только I и II спряжений. Теперь познакомимся с III и IV спряжениями. Начнем с последнего, так как оно не вызывает никаких затруднений. К IV спряжению относятся глаголы, основа которых оканчивается на гласный -ī, а неопределенная форма — на -īre: finī-re, punī-re.

К III спряжению относятся глаголы с основой на согласный звук, поэтому для соединения согласного звука основы с личными окончаниями необходим соединительный гласный. Соединительный гласный всегда краток, поэтому ударение в неопределенной форме глаголов III спряжения падает на третий слог от конца; благодаря этому глаголы III спряжения нетрудно отличить от глаголов II спряжения с основой на -е̄. Например: habḗ-re иметь — II спр., lég-ĕ-re читать, scríb-ĕ-re писать — III спр.

III спряжение
Согласная основа
IV спряжение
Основа -i
Infinitivus praesentis
scrib-ĕ-re — писать punī-re — наказывать
Praesens indicativi activi
Singularis Pluralis Singularis Pluralis
1. scrib-o
я пишу
scrib-ĭ-mus puni-o
я наказываю
punī-mus
2. scrib-i-s scrib-ĭ-tis puni-s punī-tis
3. scrib-i-t scrib-u-nt puni-t puni-u-nt
Imperativus
scribe! scrib-ĭ-te! puni! punī-te!

NB

1. Соединительным гласным в III спряжении является -ĕ- (перед -r): scrib-ĕ-re; или -u- (перед -nt): scrib-u-nt; или -ĭ- (перед всеми остальными согласными): scrib-i-s, scrib-ĭ-mus и т. д.

2. В IV спряжении в 3-м лице pluralis также употребляется соединительный гласный -u-: puni-u-nt.

Infinitivus и imperativus 4-х спряжений

Теперь, когда мы знаем характерные признаки всех четырех спряжений, сравним их infinitivus и imperativus:

  I II III IV
Infinitivus praesentis
  narrā-re
рассказывать
respondē-re
отвечать
leg-ĕ-re
читать
finī-re
кончать
Imperativus praesentis
Sing. narra!
рассказывай!
responde!
отвечай!
leg-e!
читай!
fini!
кончай!
Plur. narrā-te!
рассказывайте!
respondē-te!
отвечайте!
leg-ĭ-te!
читайте!
finī-te!
кончайте!

Таблица наглядно показывает нам, что imperativus singularis глаголов I, II и IV спряжений представляет собой чистую основу, а в III спряжении к согласному звуку основы прибавляется окончание -e: leg-e! scrib-e!

Переведите:

Puĕri Romāni cum paedagōgis in scholam propĕrant. Paedagōgi viri docti, sed servi erant. Puellae domi manent. Puĕros magister legĕre, scribĕre, recitāre docet. Puellas mater domi docet. In tabŭla magistrum et discipŭlos vidētis. Magister librum habet, puĕri tabŭlas et stilos tenent. Puĕri in tabŭlis sententias scribunt, deinde recĭtant. Magister bonus pulchre1 recĭtat, puĕri libenter audiunt; magister malus male recĭtat: puĕri dormiunt. Sed magister virgam habet et puĕros verbĕrat. Orbilius, Horatii poёtae magister, sevērus erat; Horatius Orbilium per iocum «plagōsum» dicit2, nam saepe puĕris plagas dat. Discipŭli magistri verba memoriā tenent: «Discĭte puĕri! Non scholae3, sed vitae discĭmus!»

Ключ

domi дома
magister, magistri учитель
doceo, ēre учить
tabŭla, ae картинка; табличка
discipŭlus, i ученик
video, ēre видеть
stilus, i стиль (палочка для письма)
teneo, ēre держать
sententia, ae мнение, мысль, изречение
deinde потом, затем
pulchre красиво
libenter охотно
audio, īre слушать
malus, a, um плохой
male плохо
dormio, īre спать
virga, ae прут, розга
verbĕro, āre бить, хлестать
iocus, i шутка; per iocum в шутку, шутя
plaga, ае удар
plagas dare бить
plagōsus драчливый
memoriā tenēre помнить (досл.: держать в памяти)
disco, ĕre учиться

NB

1.

pulchre — красиво
male — плохо
optĭme — лучше всего

pulcher, chra, chrum — красивый
malus, a, um — плохой
optĭmus, a, um — лучший

pulchre, male, optime — наречия; для образования наречий от прилагательных, оканчивающихся в nom. sing. на -us, -a, -um или -er, -a, -um, нужно от gen. sing. мужского рода отбросить окончание -i и поставить вместо него -e; напр., malus, gen. mali, отбрасываем -i, остается mal-; к нему прибавляем -e: maleплохо.

2. Horatius Orbilium... plagosum dicit — Гораций называет Орбилия драчливым.

Titus Marcum bonum amīcum putat — Тим считает Марка хорошим другом.

Terentia Tulliam bonam filiam putat — Теренция считает Туллию хорошей дочерью.

Обратите внимание на разницу в употреблении падежей в русском и латинском языках. После глаголов со значением: а) называть кого-л. кем-л.— appello, nomĭno, voco, dico; б) назначать, избирать, делать кого-л. кем.-л. — creo, facio, elĭgo; в) считать кого-л. кем-л. — puto, habeo, duco, existĭmo и т. п. — в аккузативе употребляется не только прямое дополнение, но и определяющее слово. Эта синтаксическая конструкция называется двойной винительный падеж (accusativus duplex).

3. non scholae... discimus — мы учимся не для школы; discimus vitae — мы учимся для жизни; scholae, vitae — dativus, который в данном случае мы переводим родительным падежом с предлогом «для»; это так называемый dativus commŏdi (дательный удобства, выгоды).

Упражнение

Допишите слова, поставьте соответствующие падежные окончания:

Medĭcus puer aegr curat. Puĕri in schol cum paedagōg propĕrant. Puĕri magistr bon amant et laudant. Tite! Marce! Magistr vestr obtemperāte!

Ключ


Из жизни римлян

Римский оратор и государственный деятель Катон в свое время заявил: «Servus instrumentum vivum est» — раб — это живое орудие. Однако не все рабы в Риме занимались тяжелым физическим трудом. Там было также много образованных рабов, главным образом греков, которые воспитывали и обучали сыновей своих хозяев (paedagogus), были чтецами (servus a libellis), секретарями, как, например, Тирон у Цицерона, библиотекарями (bibliothecarius), переписчиками книг (librarius). Не очень трудной была также работа у рабов и рабынь, приставленных к хозяину или хозяйке дома для личных услуг; они должны были заниматься одеждой своих хозяев, помогать им одеваться, что требовало немалого искусства, так как нужно было тщательно и красиво уложить складки на одежде (как на мужской тоге, так и на женской сто́леПодсказка). Это делал раб, называвшийся vestiplĭcus, или рабыня — vestiplĭca; были также рабыни-парикмахерши (ornatrĭces) и др.