Leksjon 10
Совершённое время в норвежском языке. Группы глаголов. Причастие и др.
Диалог 1
Памела отвечает клиенту на работе по телефону.

Слова
| turistinformasjon | туристическое справочное бюро |
| opptatt | занятый |
| synd | жаль |
| beskjed (-en, -er) | сообщение |
| nødvendig | необходимый, нужный |
| der | там |
Разговоры по телефону
Человек, отвечающий на телефонный звонок, может:
а) назвать своё имя;
б) просто сказать: Hallo!
в) назвать наименование офиса/магазина и т.п.
Полезные фразы во время телефонного разговора:
5 групп глаголов
Норвежские глаголы можно разделить на пять групп, четыре из которых довольно похожи по спряжению, а последняя группа состоит из неправильных глаголов. Ниже вы увидите по одному примеру из каждой группы.
| Группа 1 | kaste | бросать, кидать |
| Группа 2 | lese | читать |
| Группа 3 | prøve | пробовать, пытаться |
| Группа 4 | bo | жить |
| Группа 5 | gå | ходить, идти |
Основа глагола
Убрав -e из инфинитива (если она есть), вы получаете основное ядро глагола, форму глагола, называемую основой, к которой добавляются определенные окончания:
Инфинитив
Основа
(å) kaste
(å) gå
бросать
ходить
kast
gå
Причастие прошедшего времени
При дословном переводе на русский язык, такие причастия выглядят так: бросавший, читавший, пробовавший, живший, ушедший и др. Они могут использоваться и как прилагательные, но в этом уроке они нас интересуют в качестве форм глагола, образующих настоящее совершённое время.
Причастие прошедшего времени глагола образуется следующим образом:
Окончания, которые даны в скобках, вы найдете в словаре. Второе окончание в каждой скобке образует причастие прошедшего времени. Первое окончание будет объяснено позже.
Примечание: глаголы с основой, оканчивающейся на -II, -mm или -nn, опускают последнюю букву перед окончанием в группе 2:
| Инфинитив | Основа | Причастие |
| drømme мечтать | drømm | drømt |
Для неправильных глаголов (группа 5) не существует правил построения причастия прошедшего времени, поэтому в словарных списках оно дается полностью и является последней формой, которая указывается в скобках после глагола:
gå (gikk, gått) ходить, идти
Настоящее совершённое время с har
Настоящее совершённое время (также: перфект) в норвежском языке употребляется для выражения действия, которое совершилось (или не совершилось) в прошлом, но результат этого действия связан с настоящим. Урок подразумевает, что вы знакомы с похожим временем в английском языке. Если вы не знакомы, то бегло ознакомьтесь с теорией в уроке английского языка.
В большинстве случаев, норвежское настоящее совершенное время образуется по формуле: har + причастие прошедшего времени. В примерах выше это: har hørt, har vunnet, har snakket.
Обратите внимание, что это не прошедшее время, а на русский язык может переводиться как прошедшим, так и настоящим временем, как в совершенном виде, так и в несовершенном.
Переходные и непереходные глаголы
Дополнение: Маше нравятся яблоки.
В норвежском языке существует четыре типа глаголов:
Переходные
Некоторые глаголы не встречаются без дополнения. Такие глаголы называются переходными. Например, предложение:
Pamela tømmer søppelbøttene.
Памела вытряхивает мусорные ведра.
не имело бы никакого смысла, если бы оно было без дополнения. Таким образом, глагол tømme (опорожнять, высыпать, вытряхивать и др.) – это переходный глагол.
Примечание: глаголы бытия или становления (være, bli) не имеют дополнения в таком виде, о котором идет речь выше; дополнение, которое идёт с ними, называется комплементом.
Håkon er lærer.
Хакон учитель.
Непереходные
Некоторые глаголы не принимают дополнение. Такие глаголы называются непереходными.
Jeg kommer.
Я иду.
Komme (‘приходить’) не может принять дополнение, поэтому это непереходный глагол.
Примечание: хотя за переходными глаголами не может следовать дополнение, за ними могут следовать другие слова или фразы:
И переходный, и непереходный
Третья группа состоит из глаголов, которые могут быть как переходными, так и непереходными. Возьмем глагол male (красить). В предложении:
Pamela maler huset.
Памела красит дом.
у maler есть huset в качестве дополнения, поэтому он функционирует как переходный глагол. Но male не всегда нуждается в дополнении. Посмотрите на предложение:
Pamela maler.
Памела красит.
Здесь male прекрасно работает сам по себе, в этом случае Памела также может быть и художницей, так что теперь он функционирует как непереходный глагол.
Дитранзитивный
Существует также небольшая группа глаголов, называемых дитранзитивными (или битранзитивными), поскольку они принимают два дополнения. Gi (‘давать’) – один из них.
Pamela har gitt Marit et eple.
Памела дала Марит яблоко.
(Подробнее об этом будет позже, в уроке 19.)
Настоящее совершённое время с er
Настоящее совершенное время иногда образуется по формуле: er + причастие прошедшего времени. Это может произойти, если глагол в предложении отвечает двум следующим требованиям:
- у него нет дополнения;
- он должен указывать на движение или изменение состояния.
Примечание: har все больше и больше заменяет er во всех контекстах.
Расположение неличных глаголов
Сейчас самое время немного расширить нашу схему по расположению слов в норвежском предложении, ведь вы уже научились определять и использовать причастия прошедшего времени. Они относятся к колонке Г, неличных глагольных форм, наряду с инфинитивами.
| Н | г | и | н | Г | Другое |
| Han | er | – | – | blitt | syk |
| Har | du | – | hørt | det? |
Поскольку отрицания (здесь ikke) находятся в колонке н, те же предложения с отрицанием будут выглядеть следующим образом:
| Н | г | и | н | Г | Другое |
| Han | er | – | ikke | blitt | syk |
| Har | du | ikke | hørt | det? |
Диалог 2
Брат Хакона Петтер (Т) звонит Хакону домой.

Слова
| hjem (-met, –) | дом; домой |
| ennå | 1. (всё) ещё; 2. в отр. предл. ещё (не); 3. уже, не позже чем |
| nei vel | что ж, ладно; ну, хорошо |
| vel | 1. хорошо; 2. ведь, же; 3. возможно, вероятно |
| det gjør ikke noe | это неважно, это ничего не значит; это не имеет значения |
| skal | образует будущее время |
| be (ba(d), bedt) | просить |
| ham | его, ему, им, (о) нём |
| ringe (-te/-et, -t) | звонить |
| senere | позже, более поздний |
Диалог 3
Хакон торопится, чтобы успеть на встречу.

Диалог 4
Памела рассказывает Хакону об удаче своего друга.

Слова
| allerede | уже; ещё |
| måtte (må, måtte) | должен |
| skynde (-te/-et, -t/-et) | торопиться, спешить |
| oss | нас, нам; -ся, -сь |
| ta (tok, tatt) | взять; здесь в смысле: поехать на |
| buss (-en, -er) | автобус |
| syk | больной, болезненный |
| høre (-te, -t) | слышать |
| om | о, об; вокруг, кругом и др. |
| vinne (vant/vann, vunnet) | выигрывать |
| hvem | кто |
| nettopp | 1. только что; 2. как раз, именно, точно |
Упражнения
Упражнение 1. Составьте предложения, подобные примеру ниже, используя приведенные пары слов.
Пример: varsle/nabo: Jeg har varslet naboene. (Я оповестил соседей.)
- vaske (-et, -et)/badekar (-et, –) (Я вымыл ванну.)
- gjemme (-t, -r)/telefon (-en, -er) (Я спрятал телефон.)
- ringe (til)/politi (-et, -er) (Я позвонил в полицию.)
- huske (-et, -et)/pass (Я вспомнил о своем паспорте.)
- tømme (-te, -t)/søppelbøtte (-en/-a, -er) (Я вытряхнул мусорное ведро.)
- lukke (-te, -t)/garasje (-n, -r) (Я закрыл гараж.)
- slukke (-et, -et)/lys (-et, –) (Я выключил свет.)
- låse (-te/-et, -t)/dør (-a/-en, -er) (Я запер дверь.)

Упражнение 2. Выберите какому варианту переходности соответствуют следующие глаголы:

Упражнение 3. Завершите предложения, выбрав er или har.

Упражнение 4. Сделайте предложения из упражнения выше отрицательными. Следуйте порядку слов из теории урока.

Слова
| spise (-te, -t) | есть, кушать |
| middag (-en, -er) | ужин |
| lektor (-oren, -orer) | преподаватель (высшей школы), лектор |
| avis (-en/-a, -er) | газета |
| invitasjon (-en, -er) | приглашение |
| datamaskin (-en, -er) | компьютер |
| forsvinne (-svant, -svunnet) | исчезать, пропадать, теряться |