Leksjon 25
Сложное предложение в норвежском языке
Объединение простых предложений
Простые предложения могут быть связаны между собой так называемыми сочинительными союзами: og, eller, men и for. У этих союзов есть своя колонка C в самом начале в схеме ниже, и они не влияют на порядок слов.
Ниже приведены восемь простых предложений, объединенных в пары. Изучите, как они построены, и обратите внимание, что каждое простое предложение, являющееся частью сложного предложения, требует целой строки в нашей схеме, даже если оно не использует все колонки.
а) Noen studerer akademiske fag, og noen velger praktiske fag.
Кто-то изучает академические предметы, а кто-то выбирает практические.
б) Nå kan man slutte skolegangen, eller man kan begynne på videregående skole.
Теперь вы можете закончить обучение в школе или начать обучение в старших классах средней школы.
в) Norske barn går i barnehage, men her får de ikke undervisning i å lese eller å regne.
Норвежские дети ходят в детский сад, но их там не учат читать или считать. (не досл.)
г) Det er vanskelig å lære disse språkene, for grammatikken er så komplisert.
Эти языки трудно выучить, потому что грамматика очень сложная.
| С | Н | г | и | н | Г | С | Ф |
| Noen | studerer | – | – | – | akademiske fag | – | |
| og | noen | velger | – | – | – | praktiske fag | – |
| Nå | kan | man | – | slutte | skolegangen | – | |
| eller | man | kan | – | – | begynne | – | på videregående skole |
| Norske barn | går | – | – | – | – | i barnehage | |
| men | her | får | de | ikke | – | undervisning | i å lese eller å rekne |
| Det | er | – | vanskelig | – | å lære disse språkene | – | |
| for | gramma- tikken |
er | – | – | – | så komplisert | – |
Запомните слова их этих предложений:
| studere (-te, -t) | 1. изучать, исследовать; 2. учиться |
| akademisk | академический |
| fag (-et, –) | 1. профессия, специальность; 2. учебный предмет |
| velge (valgte, valgt) | 1. выбирать, избирать; 2. предпочитать |
| praktisk | 1. практический; 2. практичный |
| slutte (-et, -et) | кончать, заканчивать, завершать |
| skolegang (-en) | обучение в школе |
| videregående | средняя (о школе), старшие классы средней школы |
| barnehage (-n, -r) | детский сад |
| regne (-et, -et) | считать |
| vanskelig | трудный, тяжёлый, сложный |
| lære (-te, -t) | 1. учить, обучать; 2. учиться, обучаться (чему-л.); выучить |
| grammatikk (-en) | грамматика |
| komplisert | сложный, запутанный |
Порядок слов в придаточных предложениях
Не торопитесь с завершением этого урока. Когда вы его хорошо освоите, у вас будет очень большой прогресс в понимании структуры норвежского предложения. Не торопитесь и не спешите! Сначала изучите это простое предложение:
| Н | г | и | н | Г | С | Ф |
| Elevene | tar | – | – | – | sin første eksamen | i 9. klasse |
Ученики сдают свой первый экзамен в 9 классе. Это можно было бы выразить по-другому. Фразу – i 9. klasse – можно было бы превратить в отдельную часть предложения. В девятый год обучения в школе детям исполняется примерно 15 лет, поэтому i 9. klasse можно заменить на når de er 15 år:
| Н | г | и | н | Г | С | Ф |
| Elevene | tar | – | – | – | sin første eksamen | når de er 15 år |
Простое предложение, в котором был только один личный глагол, теперь превратилось в сложное предложение, состоящее из главного предложения с личным глаголом (Elevene tar sin første eksamen) и придаточного (зависимого) предложения (når de er 15 år) с другим глаголом.
И тут нужно помнить вот что: порядок слов в главных частях сложного предложения такой же, как в простых предложениях, а в придаточных частях – нет!
Вот схема придаточных предложений:
| С | и | н | г | Г | С | Ф |
| når | de | – | er | – | 15 år | – |
Поскольку вы уже знакомы с заголовками схемы, изменения по сравнению со схемой для простых предложений можно легко объяснить:
а) В первой колонке находятся союзы, в данном случае подчинительные союзы. (Любые союзы, кроме сочинительных – og, eller, men и for – являются подчинительными).
б) Ничего нельзя вынести в начало придаточного предложения, поэтому здесь нет колонки Н.
в) Порядок колонок и, н и г изменён, в то время как Г, С и Ф остались неизменными.
Сравните следующие примеры:
Простое предложение или главная часть сложного предложения:
| Н | г | и | н | Г | С | Ф |
| Anders | har | – | ikke | sett | Håkon | ennå |
Придаточная часть сложного предложения:
| С | и | н | г | Г | С | Ф |
| for | Anders | ikke | har | sett | Håkon | ennå |
Простое предложение или главная часть сложного предложения:
| Н | г | и | н | Г | С | Ф |
| Pamela | kan | – | ikke | lage | mat | i dag |
Придаточная часть сложного предложения:
| С | и | н | г | Г | С | Ф |
| hvis | Pamela | ikke | kan | lage | mat | i dag |
Текст для чтения
Система школьного образования в Норвегии
Det norske skolesystemet
Norske barn kan gå i barnehage fra de er ganske små, men her får de ikke undervisning verken i å lese eller å rekne. De arbeider med pedagogiske leker, hører og forteller historier og synger. Når de er 6 eller 7 år begynner de på skolen. Nå skal de lære fag som norsk, regning, kristendom osv. Elevene får undervisning i disse fagene på skolen, og de får lekser som de skal gjøre hjemme. På noen skoler lærer barna engelsk allerede i 1. klasse, men det er mer vanlig at de begynner med engelsk i 3. eller 4. klasse. I 8. klasse kan elevene velge om de vil lære tysk eller fransk. Det er vanskeligere å lære disse språkene enn engelsk, for grammatikken er så komplisert!
Elevene tar sin første eksamen i 9. klasse, og nå er det mulig å slutte med skolegangen hvis man vil. Men de fleste fortsetter på videregående skole, hvor man spesialiserer seg i forskjellige fag. Noen velger akademiske fag som matematikk og språk, mens andre velger mer praktiske fag som elektronikk, helsefag eller mekanikk. De som har valgt de akademiske linjene og tar eksamen etter tre år, kan studere videre ved universitetene og høyskolene.
Слова
| system (-et, -er) | система |
| verken – eller | ни ... ни |
| pedagogisk | педагогический; образовательный |
| leke (-n/-a, -r) | игрушка, игра |
| fortelle (-talte, -talt) | рассказывать |
| historie (-en/-a, -er) | история, рассказ |
| regning (-en/-a) | арифметика, математика |
| kristendom (-en) | христианство |
| osv. (og så videre) | и т.д. (и так далее) |
| elev (-en, -er) | ученик, ученица |
| lekse (-n/-a, -r) | домашнее задание |
| klasse (-en/-a, -er) | класс |
| fransk | 1. французский; 2. (-en) французский язык |
| vanskeligere | труднее |
| eksamen (-en, -er) | экзамен |
| fortsette (-satte, -satt) | продолжать |
| spesialisere (-te, -t) seg | специализироваться |
| forskjellig | различный, разный; разнообразный |
| mens | в то время как, пока, тем временем; тогда как |
| elektronikk (-en) | электроника |
| helsefag (-et) | санитарное(-ая) просвещение (культура), гигиена |
| mekanikk (-en) | механика, машиноведение |
| linje (-n/-a, -r) | черта, линия; зд.: курс обучения |
| etter | спустя, после, через |
| universitet (-et, -er) | университет |
| høyskole (-n, -r) | колледж |
Упражнения
Упражнение 1. Соедините следующие пары простых предложений, в каждом случае превращая второе предложение в придаточное предложение причины и связывая его с главным предложением с помощью подчинительного союза fordi (потому что, так как). При необходимости обращайтесь к теории урока, чтобы уточнить правильный порядок слов.
Пример:
Pamela må skynde seg. Hun skal hente Marit.
Pamela må skynde seg fordi hun skal hente Marit.
- Farfar kan ikke være ute. Han er ikke frisk.
- Vi kan ikke reise på hytta. Bilen må repareres.
- Petter kom til Norge. Farmor har fødselsdag.
- Håkon kommer sent hjem. Lærerne har hatt møte.
- Mange kommer ikke til møtene. De har ikke tid.

frisk (-t) здоровый; свежий и др.
Упражнение 2. Теперь соедините эти пары предложений, превратив второе предложение в каждой паре в (условное) придаточное предложение и связав его с остальными с помощью подчинительного союза hvis.
Пример:
Anders vil ikke legge seg. Farmor kommer.
Anders vil ikke legge seg hvis farmor kommer.
- Pamela kan oversette. Din kone snakker ikke engelsk.
- Du kan ringe til Pamelas kontor. Håkons telefon svarer ikke.
- Jeg vil ikke seile. Det blir storm.
- Jeg skal betale. Du kan ikke.
- Jeg vil ikke reise til Oslo. Vi kjører i din bil.

storm (-en, -er) шторм, буря