Leksjon 38
Краткий разделительный вопрос в норвежском языке
Диалог
Раннее утро. Памела занята домашними делами. Обратите внимание, как Памела и Хакон заканчивают некоторые вопросы, произнося ikke sant и vel.

Слова
| post (-en, -er) | почта, почтовое отделение |
| pakke (-en/-a, -er) | пакет; посылка |
Прилагательные сами по себе
Норвежцы с удовольствием используют прилагательное само по себе, когда опущенное существительное очевидно:
Den lille.
Маленькая.
Краткий разделительный вопрос
Такими являются вопросы с ikke sant и vel на конце предложения. Переводиться могут по-разному. Дословно ikke sant означает «не правда», используется на конце положительного вопроса, т.е. в котором до него не было отрицания. Vel обычно используют на конце отрицательного вопроса.
Глагол и подлежащее могут повторяться:
Du skal til byen, skal du ikke?
Du skal ikke i posten, skal du vel?
Даём советы
Упражнения
Упражнение 1. Закончите предложения ниже хорошим советом. Для каждого из них возьмите по одной идее из каждого столбца.
være høflig
gå lange turer
begynne å studere
lære fremmede språk
trene mer
gifte deg for tidlig
sove hele dagen
røyke
skryte
spise sukker og fett
Пример: Hvis du vil delta i de olympiske leker, må du heller trene mer og slutte å røyke.
- Hvis du vil slanke deg,
- Hvis du vil klare eksamen,
- Hvis du vil ut og se verden,
- Hvis du vil gjøre et godt inntrykk,

Слова
| høflig | 1. вежливый, воспитанный; 2. любезный |
| fremmed | 1. чужой, не свой; 2. иностранный |
| trene (-te, -t) | тренировать(ся) |
| skryte (skrøt (skrytte), skrytt) | хвастаться |
| sukker (-et) | сахар |
| fett (-et) | жир |
| delta (-tok, -tatt) | участвовать, принимать участие |
| olympisk | олимпийский |
| slanke (-et, -et) | делать стройным, заставлять худеть |
| klare (-te, -t) | 1. прояснять(ся); 2. справляться с чем-л.; выдержать |
| inntrykk (-et, –) | впечатление |
| * * * | |
| gris (-en, -er) | свинья, поросёнок |
| ku (kua, kuer/kyr) | корова |
| hest (-en, -er) | конь, лошадь |
| and (anda/anden, ender) | утка |
| kanin (-en, -er) | кролик |
| lam (-met, –) | ягнёнок, молодой барашек |
| sau (-en, -er) | овца |
| kylling (-en, -er) | цыплёнок |
| okse (-n, -r) | бык, вол |
| hane (-n, -r) | петух |
| skitten (-t) | грязный, запачканный |
| gale (galte/gol, galt) | кукарекать |
| stange (-et, -et) | бодать(ся) |
| fange (-et, -et) | ловить |
| ull (-en/-a) | шерсть |
| holde (holdt, holdt) | держать (в разных значениях) |
| vakt (-en/-a, -er) | 1. охрана, дежурство; holde vakt сторожить, охранять, быть на дежурстве; 2. караул, дозор |
Упражнение 2. Переведите названия животных на норвежский язык:
1. свинья
2. корова
3. лошадь
4. утка
5. кошка
6. собака
7. кролик
8. ягнёнок
9. овца
10. цыплёнок
11. бык
12. петух

Теперь у предложений ниже выберите номера в соответствии с тем, к какому животному они относятся:

Упражнение 3. Переведите предложения (по тексту предыдущего урока):
- Мать Памелы приехала в Кристиансанн, верно?
- Она не видела знаков с ограничением скорости, не так ли?
- Правостороннее движение её не смущало, верно?
- У нее были проблемы, не так ли?
- Она не повернула налево на круговом движении, так?
- На светофоре был красный, не так ли?
- Она не нервничала (досл.: не была нервной), так?
- У нее не была медленная машина, так?
- Она ехала слишком быстро, не так ли?
- Ее остановила полицейская машина, верно?
- Полицейский сделал ей только предупреждение, верно?


sjenere (-te, -t) 1. стеснять, затруднять, быть в тягость, беспокоить; 2. смущать, вводить в смущение
Упражнение 4. Сначала прочитайте свод правил для посетителей замкового парка, а затем ответьте на вопросы.
- Parken er åpen hver dag fra 10 til 15.
- Adgang til parken er gratis.
- Sykling er ikke tillatt i parken.
- Hunder kan ikke løpe fritt omkring.
- Det er ikke tillatt å gå på plenen.
- Dyrene i parken må ikke mates.
- Man må ikke brekke greiner av trærne.
- Røyking er forbudt i parken.
- Biler kan parkeres på P-plassen 300 m sør for hovedinngangen.
- Rullestoler kan leies ved hovedinngangen.
- Toaletter finnes 100 m innenfor hovedinngangen.
- Restauranten er stengt om onsdagen.
Слова
| adgang (-en, -er) | доступ, вход |
| gratis | бесплатный; бесплатно |
| tillatt | разрешённый, дозволенный |
| fritt | свободно |
| brekke (brakk, brukket/brekt) | ломать |
| grein (-en, -er) | ветвь, ветка |
| røyking | курение |
| forbudt | запрещенный |
| parkere (-te, -t) | парковать, ставить на (временную) стоянку (автомашину) |
| P-plassen | парковка, место для парковки |
| hovedinngang (-en) | главный вход, центральный вход; главный подъезд |
| rullestol (-en, -er) | кресло на колёсах (для больных) |
| leie (-de, -d) | 1. сдавать внаём (в аренду); 2. брать напрокат (рояль, автомашину и т. д.) |
| innenfor | указывает на местонахождение в пределах ограниченного пространства внутри, в, в пределах (чего-л.) |
| stenge (-te, -t) | 1. запирать (на замок, засов); 2. закрываться (о магазине и т. п.) |
| dame (-en/-a, -er) | дама, женщина |
| snor (-en/-a, -er) | поводок |
| ball (-en, -er) | 1. шарик, шар; 2. мяч |
| ektepar (-et, –) | супружеская пара, супруги, муж и жена |
| pipe (-en/-a, -er) | труба, (курительная) трубка |
| bjørkekvist (-en, -er) | берёзовая ветвь |
| tenåring (-en) | подросток, девочка (девушка), мальчик (юноша) в возрасте от 13 до 19 лет |
| love (-et, -et) | обещать |
| funksjonshemmet | инвалид |
| bestemor (-en) | бабушка |
Молодая пара, приехавшая на велосипедах, считает актуальным пункт 3 из этого списка. Какой пункт (или пункты!) актуален для следующих людей?

Упражнение 4. Переформулируйте мнения людей, не изменяя их смысл. Сначала послушайте этот пример, в нем первое предложение формулируют по-другому, это то, что от вас требуется:
Теперь вы:
Упражнение 5. Вы услышите советы, связанные с праздниками. Переформулируйте первое предложение на второе, как говорят в примере:
Теперь вы:
Упражнение 6. Из услышанных утверждений сделайте вопросительные предложения, согласно теме урока.