Изучаем латинский язык с нуля!
Carmen


Метрика, или стихосложение

Приступая к чтению латинских стихов, нужно помнить, что между современной и древней поэзией (все равно, греческой или римской) существует огромная разница. Для нас понятие «стих» связано с ритмом и рифмой, при этом для современной поэзии рифма не является обязательной. В латинской поэзии основу стиха составляет ритм, и только ритм, который достигается регулярным, строго определенным чередованием долгих и кратких слогов. Другим характерным отличием является то, что в современной поэзии ударение в слове сохраняется на своем обычном месте, будет ли это художественная проза, разговорная речь или стихи. А в латинском стихе акцент зависит от расстановки слогов, и ритмическое ударение часто не совпадает с обычным ударением в слове.

Для того, чтобы продемонстрировать это, приведем отрывок из первой книги «Пана Тадеуша» А. Мицкевича, передав его сначала в прозаической форме, а затем сравнив с поэтическим текстом:

а) Во́т в раскры́тые воро́та въе́хала бри́чка, и шля́хтич, осади́в у поворо́та коне́й, соскочи́л на зе́млю, а ко́ни лени́во доплели́сь без надзо́ра до са́мого забо́ра. Во дворе́ и на пусто́м крыле́чке все ти́хо, а на дверя́х засо́в, и в коле́чке ко́лышек. Прие́зжий не ста́л жда́ть, пока́ приде́т прислу́га, он снял засо́в и, как дру́га, приве́тствовал до́м.

б)

Вот бри́чка въе́хала в раскры́тые воро́та,
И шля́хтич, осади́в коне́й у поворо́та,
На зе́млю соскочи́л, а ко́ни без надзо́ра
Лени́во доплели́сь до са́мого забо́ра.
Все ти́хо во дворе́ и на пусто́м крыле́чке,
А на дверя́х засо́в и ко́лышек в коле́чке.
Прие́зжий жда́ть не ста́л, пока́ приде́т прислу́га,
Он сня́л засо́в и до́м приве́тствовал, как дру́га.

пер. С. Мар (Аксеновой)

Как мы видим, ударение в слове не меняет своего места в зависимости от ритма стиха; если же подобным образом изменить латинское стихотворение, разница между обычным ударением в слове и ритмическим будет видна очень ясно. Для примера приведем отрывок из «Фастов» Овидия (см. текст II) сначала в прозаической форме, а затем в поэтическом оригинале:

a. Iam stéterant ácies parátae férro mortíque, iam lítuus datúrus érat sígna púgnae: cum ráptae véniunt ínter patrésque virósque ínque sínu ténent nátos, pígnora cára.

b.

Iám steteránt aciés || ferró mortíque parátae,
iám lituús pugnáe || sígna datúrus erát:
Cúm raptáe veniúnt || intér patrésque virósque
ínque sinú natós, || pígnora cára, tenént.

Замечания, касающиеся длительности слогов, были изложены в уроке произношения, здесь мы будем говорить только о самых главных принципах метрики, или латинского стихосложения, о единицах ритма и стихотворных размерах тех фрагментов, которые были даны в данном курсе латинского языка.

Единица ритма — стопа

Мерой длительности слога является время, необходимое для произнесения одного краткого слога , так называемая мора. Краткий слог содержит одну мору, долгий – две: – = .

Единицей ритма в стихе является стопа (pes), которая, в зависимости от стихотворного размера, состоит из того или иного количества долгих и кратких слогов, расположенных в определенном порядке; в стопе могут быть только долгие или только краткие слоги (это видно из приведенных ниже образцов). В стихах, о которых пойдет речь, представлены трех- или четырехморные стопы.

Трехморные стопы:

  1. трохей (trochaeus) (= )
  2. ямб (iambus) (= )
  3. трибрахий (tribrachus, досл.: три кратких)

Четырехморные стопы:

  1. дактиль (dactylus) (= )
  2. анапест (anapaestus) (= )
  3. спондей (spondeus) – – (= )

Ударение, как правило, падает на долгий слог; в спондее и трибрахии оно зависит от того, какую роль исполняет эта стопа: а) если спондей употребляется в дактилическом стихе или заменяет собою дактиль, ударение падает на первый слог; если он заменяет анапест, ударение падает на второй слог; б) если трибрахий употребляется вместо трохея, ударение падает на первый слог, если вместо ямба, ударение делается на втором слоге (речь идет о сохранении присущего стиху нисходящего или восходящего ритма):

а)

дактиль
анапест

спондей вместо дактиля
спондей вместо анапеста

б)

трохей
ямб

трибрахий вместо трохея
трибрахий вместо ямба

Если в ямбическом стихе появляется дактиль, то ударение падает на второй слог стопы, т. е. на первый краткий:

Бывают также пяти- и шестиморные стопы (напр.: кретик, хориямб), однако о них мы говорить не будем, потому что разбираем только те размеры, которые встречаются в самоучителе.

Характерной чертой латинской поэзии является недопустимость (за очень редкими исключениями) зияния (hiatus), т. е. гласный звук на конце слова не может сочетаться с начальным гласным следующего слова; например, в латинском стихе невозможно сочетание: «...свет решил, что он умен и очень мил»; если встречаются стоящие рядом два слова, одно из которых оканчивается, а другое начинается гласным звуком, происходит так называемая элизия, т. е. выпадение конечного гласного звука первого слова. Элизия происходит в следующих случаях:

1. Если первое слово оканчивается, а второе начинается гласным звуком:

in vento et rapida scribere oportet aqua

следует читать:

in vent’ ét rapidá scríber’ opórtet aquá.

2. Если первое слово оканчивается гласным звуком, а следующее за ним начинается со звука h (собственно говоря, это знак придыхания):

Perque vias vidisse hominum simulacra

следует читать:

Pérque viás vidíss’ hominúm simulácra.

3. Если первое слово оканчивается согласным -m, а следующее начинается с гласного или звука h, то в первом слове не произносится m и предшествующий ему гласный:

monstrum horrendum informe ingens

следует читать:

mónstr’ horrénd’ infórm’ ingéns.

4. Несколько иной характер имеет явление, называемое аферезис: если после слова, оканчивающегося гласным звуком или звуком m, следует форма вспомогательного глагола esse: es — ты есть, est — он есть, то не произносится гласный e- в глагольной форме:

formosa est messibus aestas

следует читать:

formósa ’st méssibus áestas;

vilius argentum est auro

следует читать:

vilíus argéntum ’st áuro.

Длинную стихотворную строку трудно произнести на одном дыхании, тем более, что необходимы также смысловые паузы; поэтому при чтении вслух применяется так называемая цезура — остановка, пауза внутри стопы; она не разбивает слова, употребляясь всегда после него, и часто совпадает со смысловой паузой. Цезура будет рассмотрена подробнее при разборе дактилического гексаметра.

Стихотворные размеры

Мы ограничиваемся разбором только тех размеров, которые встречаются в нашем самоучителе.

1. Дактилический гексаметр — Hexameter dactylicus

Уже само название показывает, что основной стопой здесь является дактиль и что стихотворная строка складывается из шести стоп (греч. heks = лат. sex — «шесть»). Дактилический гексаметр называют иногда героическим стихом — versus heroicus, потому, что этим размером написаны древние эпические (или героические) поэмы как греческие («Илиада» и «Одиссея»), так и латинские («Энеида» Вергилия). Кроме того, дактилическим гексаметром писали сатиры и буколики.

Дактилические стопы в гексаметре могут заменяться спондеями, особенно часто в первых четырех стопах; в пятой стопе это бывает очень редко; последняя, шестая стопа часто состоит из двух слогов и может содержать как спондей, так и трохей.

Схема:

Пример: Gū́ttă că|vā́t lăpĭ|dḗm || nōn| vī́ sēd | sáepĕ că|dḗndō.

Этот гексаметр состоит из двух дактилей, двух спондеев, дактиля, спондея. Цезура делается после ударного слога третьей стопы (ударный слог стопы называется арсис). Такая цезура носит название пятиполовинной (т. е. находящейся после пятой полустопы), или мужской.

Мужская цезура может встретиться также после седьмой полустопы, т. е. после арсиса четвертой стопы (она называется семиполовинной), напр.:

prī́ncĭpĭ|bū́s plăcŭ|ī́ssĕ vĭ|rī́s || nōn |ū́ltĭmă | láus ēst.

Эта стихотворная строка состоит из трех дактилей, спондея, дактиля, спондея.

Женская цезура встречается в третьей стопе после первого краткого (т. е. неударного) слога дактиля:

fḗrtŭr ĕ|quī́s aū|rī́ga || nĕqu(e) | ā́udīt| cū́rrŭs hă|bḗnās.

2. Дактилический пентаметр — Pentameter dactylicus

Основной стопой этого вида стиха также является дактиль, но, как показывает название, стихотворная строка состоит из пяти стоп (греч. pente = лат. quinque — «пять»). Особенность пентаметра состоит в том, что он не содержит полных пяти дактилей, последовательно идущих друг за другом, а состоит из двух одинаковых частей, построенных по такой схеме: два дактиля и один долгий слог, затем еще два дактиля и один долгий слог; эти два отделенных друг от друга долгих слога составляют вместе четыре моры. Дактилический пентаметр разделяется на две равные части паузой, которая называется диерезой (пауза, совпадающая с концом стопы); дактили могут заменяться спондеями только в первой части стиха, после диерезы обязательно сохраняются дактилические стопы.

Схема:

Пример: Vū́lgŭs ă|mī́cĭtĭ|ā́s || ū́tĭlĭ|tā́tĕ prŏ|bā́t
Этот стих состоит из двух дактилей перед диерезой и двух дактилей после нее.

Vḗr prāe|bḗt flō|rḗs || ī́gnĕ lĕ|vā́tŭr hĭ|ḗms.
В этом стихе в первой части два спондея, во второй, согласно обязательному правилу, — два дактиля.

Дактилический пентаметр никогда не употребляется самостоятельно, а только в соединении с дактилическим гексаметром (гексаметр + пентаметр).

Вместе они образуют двустишие, которое называется элегическим дистихом. Элегический дистих применялся в элегиях, коротких стихотворениях, эпиграммах.

Пример элегического дистиха:

Pṓmă dăt |ā́utūm|nū́s, fōr|mṓsā (e)st | mḗssĭbŭs | ā́estā́s,
Vḗr prāe|bḗt flō|rḗs || ī́gnĕ lĕ|vā́tŭr hĭ|ḗms.

Или:

Dṓnĕc ĕ|rī́s fē|lī́x, mūl|tṓs nŭmĕ|rā́bĭs ă|mī́cōs,
Tḗmpŏra | sī́ fŭĕ|rī́nt || nū́bĭlă, | sṓlŭs ĕ|rī́s.

3. Ямбический сенар — Versus senarius

Ямбический сенар (или ямбический триметр), которым написаны басни Федра, состоит, как правило, из шести ямбов:

Схема: | | | | |

Пример: Fămḗ | cŏā́c|tă vū́l|pĕs ā́l|t(a) īn vī́|nĕā́

Ямб может быть заменен другими стопами: спондеем, дактилем, анапестом. Если в ямбическом сенаре употребляется дактиль или трибрахий, то для сохранения восходящего ритма ударение делается на среднем слоге трехсложной стопы: ; . Соединение двух ямбических стоп (т. е. двух ямбов) называется ямбическим метром, поэтому стих, состоящий из шести ямбов, называется ямбическим триметром, а из четырех ямбов — ямбическим диметром. Соединение ямбического триметра с ямбическим диметром называется архилоховым стихом (напр. Horatius Epodon 2):

Bĕā́|tŭs ī́l|lĕ, quī́ | prŏcū́l | nĕgṓ|tĭī́s,

(триметр)

Ūt prī́|scă gḗns | mōrtā́|lĭū́m,

(диметр)

Pătḗr|nă rū́|ră bṓ|bŭs ḗx|ērcḗt | sŭī́s,

(триметр)

Sōlū́|tŭs ṓm|nī fḗ|nŏrĕ́.

(диметр)

4. Алкеева строфа

Лирическая поэзия изобиловала разнообразием стихотворных размеров и строф; в пределах одной строфы, состоящей из четырех стихов, могли употребляться различные стихотворные формы; стихотворение Горация I 37 (текст XL) написано алкеевой строфой, составленной следующим образом:

1-я и 2-я строка: алкеев одиннадцатисложный стих
3-я строка: алкеев девятисложный стих
4-я строка: алкеев десятисложный стих:

  1. Nūnc ḗst bĭbḗndūm || nū́nc pĕdĕ lī́bĕrṓ
  2. pūlsā́ndă tḗllūs, || nū́nc sălĭā́rĭbŭs
  3.   ōrnā́rĕ pūlvīnā́r dĕṓrŭm
  4.   tḗmpŭs ĕrā́t dăpĭbū́s, sŏdā́lēs.

5. Фалекейский одиннадцатисложный стих — Versus hendecasyllabus phalaceus

Этот вид стиха называют также просто одиннадцатисложником; он состоит, как показывает название, из одиннадцати слогов (греч. hendeka — «одиннадцать»), расположенных в следующем порядке (по стопам):

1-я стопа: трохей, спондей или ямб (с ударением на первом слоге); 2-я стопа — дактиль; 3-я, 4-я и 5-я стопы — трохеи. Цезура делается после третьего арсиса, т. е. после ударного слога 3-ей стопы (или после шестого слога):

Схема:

Пример: Dĭsēr|tī́ssĭmĕ | Rṓmŭ|lī́ nĕ|pṓtŭm.