Изучаем польский язык с нуля! |
Урок 4
Творительный падеж имен существительных
Настоящее время глагола być
Wizyta
[визыта]
Dzwonek. Krystyna otwiera drzwi. [д͡звонэк крыстына отфера д͡жви] |
|||
1. | — | Dobry wieczór! Czy pan Marek Kalinowski jest w domu? [добры вет͡шур т͡шы пан марэк калинофски ест в дому] |
|
2. | — | Nie, ale proszę wejść, brat za chwilę wraca. [не аlэ прошэн вэйшьч брат за хфиlэн враца] |
|
3. | — | То pani jest jego siostrą! Bardzo mi przyjemnie poznać panią. Jestem jego przyjacielem. Nazywam się Tadeusz Zalewski... Czy można poczekać? Nie przeszkadzam? [то пани ест его шёстрон бард͡зо ми пшыемне познач панён естэм его пшыячеlэм называм шен тадэуш заlэфски т͡шы можна пот͡шэкач не пшэшкад͡зам] |
|
4. | — | Ależ nie, wcale pan nie przeszkadza. Proszę usiąść! [аlэш не фцаlэ пан не пшэшкад͡за прошэн ушёншьч] |
|
5. | — | Dziękuję... Pani podobno jest studentką konserwatorium? [д͡жеŋкуен пани подобно ест студэнткон консэрваторьюм] |
|
6. | — | Nie, to nie ja. Studentką konserwatorium jest moja siostra. [не то не я студэнткон консэрваторьюм ест моя шёстра] |
|
7. | — | A kto jest jej profesorem? [а кто ест ей профэсорэм] |
|
8. | — | Profesor Drzewiecki. [профэсор джевецки] |
|
9. | — | То znakomity pianista. [то знакомиты пяниста] |
|
10. | — | Pan również interesuje się m’uzyką? [пан рувнеш интэрэсуе шен музыкон] |
|
11. | — | Owszem, i nawet trochę gram, ale mój zawód nie pozwala mi dużo ćwiczyć. [офшэм и навэт трохэн грам аlе муй завут не позваlа ми дужо чфит͡шыч] |
|
12. | — | A czym pan jest z zawodu? [a т͡шым пан ест з заводу] |
|
13. | — | Proszę zgadnąć! [прошэн згадноньч] |
|
14. | — | Lekarzem? Inżynierem? Nauczycielem? [lекажэм инжынерэм наут͡шычеlэм] |
|
15. | — | Nie, jestem dziennikarzem. [не естэм д͡женникажэм] |
|
16. | — | Dziennikarzem? Jesteśmy więc kolegami, ja również jestem dziennikarką. [д͡женникажем естэшьмы венц коlэгами я рувнеш естэм д͡женникаркон] |
|
17. | — | Jak długo pani pracuje? [як длуго пани працуе] |
|
18. | — | Bardzo krótko. Dopiero rok. [бард͡зо крутко доперо рок] |
|
(Dzwonek) [д͡звонэк] |
|||
19. | — | То chyba Marek wraca. Przepraszam. [то хыба марэк враца пшэпрашам] |
Словарь
chyba
ćwiczyć
вероятно
упражняться, заниматься
drzwi
dużo
dziennikarka
dziennikarz
dzwonek
grać
interesować się
inżynier
jak
kolega
konserwatorium
krótko
lekarz
można
muzyka
nawet
nauczyciel
nazywam się
дверь
много
журналистка
журналист
звонок
играть
интересоваться
инженер
как
коллега
консерватория
коротко
врач
можно
музыка
даже
учитель
меня зовут
pianista
poczekać
podobno
poznać
pozwalać
pracować
profesor
пианист
подождать
кажется
познакомиться
позволять
работать
профессор, преподаватель
przyjemnie
studentka
trochę
usiąść
wcale
wejść
wieczór
więc
wizyta
wracać
zawód
приятно
студентка
немного
сесть
вовсе
войти
вечер
значит, тогда
посещение, визит
возвращаться
профессия, специальность
znakomity
знаменитый
только | { | dopiero tylko |
Комментарий
1. Слова pan, pani, państwo выполняют еще одну функцию (об обращении см. урок 2): они употребляются с именем и (или) фамилией, когда говорят о ком-нибудь, с кем разговаривающие (или по крайней мере один из них) на „вы”, а также когда говорят о нем с незнакомыми (так, напр., в тексте). В русском языке им соответствует просто имя и фамилия или имя и отчество, а в более официальном языке „товарищ + имя и фамилия”.
Czy pan Marek Kalinowski jest w domu?
„Марк Калиновский дома?” или „Марк (напр.) Васильевич дома?” (офиц. „Товарищ Марк Калиновский дома?”).
Czy pan zna panią Krystynę Kalinowską?
„Вы знакомы с Кристиной Калиновской?” или „Вы знакомы с Кристиной (напр.) Дмитриевной?” (офиц. „Вы знакомы с товарищем Кристиной Калиновской?”)
Pan Tadeusz Zalewski jest dziennikarzem.
Pani Krystyna Kalinowska też jest dziennikarką.
3, 11. mi (мне) — краткая форма дательного падежа местоимения ja. Форма mi не имеет ударения и в интонационном отношении примыкает к предшествующему слову.
Bardzo mi przyjemnie poznać panią.
Mój zawód nie pozwala mi dużo ćwiczyć.
16. Некоторые существительные мужского рода оканчиваются на -a. Их значительно больше, чем в русском языке.
Сравните:
В единственном числе они склоняются, как существительные женского рода на -a (относительно мн. ч. см. урок 16)
10, 17.
interesuje się
interesować się
pracuje
pracować
интересуется
интересоваться
работает
работать
18. Русскому слову „только” соответствуют два польских слова: dopiero и tylko.
Dopiero является эквивалентом русского „только” в значениях „пока еще”, „пока лишь” и „раньше (какого-то момента) не...”
Dopiero się zastanawiam, dokąd pojechać (см. урок 3, предл. 10).
я пока еще думаю ... = еще не решила.
В других случаях употребляется слово tylko.
Творительный падеж (kim? czym?) имен существительных
В текст четвертого урока мы ввели новую форму существительных — творительный падеж.
Творительный падеж ед. ч. сущ. мужского и среднего рода характеризуется окончанием -em.
м. род | przyjaciel | — przyjacielem | (другом) |
lekarz | — lekarzem | (врачом) | |
inżynier | — inżynierem | (инженером) | |
nauczyciel | — nauczycielem | (учителем) | |
ср. род | miasto | — miastem | (городом) |
morze | — morzem | (морем) |
У существительных с основой на k, g перед окончанием творительного падежа появляется буква i, знак смягчения k, g.
м. род | robotnik | — robotnikiem | (рабочим) |
słownik | — słownikiem | (словарем) | |
pociąg | — pociągiem | (поездом) | |
brzeg | — brzegiem | (берегом) | |
ср. род | dziecko | — dzieckiem | (ребенком) |
łóżko | — łóżkiem | (кроватью) |
Творительный падеж сущ. женского рода и мужского рода на -a имеет окончание -ą:
ж. род | siostra | — siostrą | (сестрой) |
studentka | — studentką | (студенткой) | |
noc | — nocą | (ночью) | |
część | — częścią | (частью) | |
м. род | pianista | — pianistą | (пианистом) |
kolega | — kolegą | (товарищем, коллегой) |
Не смешивайте форм творительного падежа с винительным падежом, у которого окончание -ę:
Лишь у одного слова pani обе формы совпадают (см. урок 3):
Zapraszamy panią nad morze (вин. пад.).
On interesuje się panią (твор. пад.).
Форма творительного падежа мн. ч. огромного большинства существительных имеет окончание -ami:
kolegami
siostrami
nocami
lekarzami
Настоящее время глагола być
В первых уроках Вы познакомились с двумя формами глагола być: jest, są.
В тексте настоящего урока употреблены другие его формы. А вот полный состав форм:
ед. ч. | мн. ч. | |
1. jestem 2. jesteś 3. jest |
1. jesteśmy 2. jesteście 3. są |
В отличие от русского языка, польский глагол być образует в наст. времени все личные формы. Их употребление обязательно во всех тех случаях, когда в русском языке нет никакого глагола (см. урок 1):
Czy pan Marek Kalinowski jest w domu?
Jestem jego przyjacielem.
Jesteśmy więc kolegami.
Обратите внимание на то, что в двух последних примерах (см. также предл. 3., 5., 7., 12., 13., 14.) существительное следующее за формами глагола być принимает форму твор. пад.
jestem lekarzem
я врач
Вопросительные местоимения kto? со? также выступают в творительном падеже:
Примечание: Местоимение czym? употребляется лишь в вопросах о профессии. Местоимение kim? употребляется в вопросах с другим значением. Однако, в разговорной речи допускается употребление местоимения kim? также в вопросе о профессии.
Указательные местоимения:
ten | этот | tamten | тот | |||
ta | эта | tamta | та | |||
to | это | tamto | то | |||
te | эти | tamte | те |
Ten mężczyzna jest
sportowcem.
Tamten mężczyzna jest
również sportowcem.
Упражнения
I. Ответьте на следующие вопросы:
- Czy pani (pan) jest lekarzem? (нет)
- Czy ta pani jest studentką? (да)
- Czy ten mężczyzna jest poetą? (нет)
- Czym pani (pan) jest? (инженер)
- Czym są tamte kobiety? (машинистки)
- Czym jest ten mężczyzna? (учитель)
II. Замените множественное число единственным:
- Jesteśmy komunistami.
- One są robotnicami.
- Jesteście lekarzami.
- Oni są studentami konserwatorium.
- Te kobiety są konduktorkami.
- Państwo są nauczycielami.
- Jesteśmy mechanikami.
- Jesteście górnikami.
III. Поставьте слова в скобках в соответствующей падежной форме:
- Przepraszam (pani).
- Bardzo mi przyjemnie poznać (pani).
- Chcę zobaczyć jego (siostra).
- Ona interesuje się (literatura i malarstwo).
- Zwiedzam (Warszawa).
- Jesteśmy jego (rodzice).