Урок 30
Порядковые числительные. Музыка
Диалог 1
Какую музыку слушали Брауны вместе с Марией и Милошем? Что такое гусле? Что такое шумадийский чай? Какие сербские музыканты особенно популярны за рубежом?
Увече тога дана, после на́порног рада, Марија и Милош су одвели Џона и Анђелу на сеоско посе́ло. Њихови го́сти су уживали у при́редби народне и традиционалне музике.
Слова
náporan, -rna | напряжённый, требующий усилий |
posélo | посиделки, вечеринка (в деревне) |
príredba | культурное мероприятие; представление, исполнение |
talentovan | талантливый |
ógroman | огромный |
pesma | песня |
činiti | 1. делать, творить, совершать; 2. быть частью, составлять |
epski | эпический |
pevač | певец |
gusle | гусле |
starínski | старинный |
instrument | инструмент |
žica | струна |
melodija | мелодия |
bitan, -tna | существенный, основной, главный, важный, значимый и т.п. |
priča | рассказ, притча, история |
crkveni | церковный |
obnávljati | возобновлять, обновлять, возрождать, восстанавливать |
hor | хор |
takozvani | так называемый |
naródnjak | народняк (совр. народная музыка) |
interesovanje | интерес |
truba | труба |
sabor | собрание, съезд, стечение народа |
e | э, эх, ах, ну |
zabóraviti | забыть |
gradski | городской |
povézati (povežem) | связать, повязать; povezan связан |
vek | век |
tamburica | традиционная мандолина (муз.) |
orkestar | оркестр |
Порядковые числительные в сербском языке
Порядковые числительные очень просты, так как все являются обычными определенными прилагательными. Большинство порядковых числительных образуется путем прибавления к количественному числительному окончаний -i (муж.), -a (жен.), -o (ср.), но несколько форм необходимо выучить:
Примечание: в составных числительных склоняется только последний элемент:
Stigli smo na more dvadeset petog avgusta.
Мы прибыли на море двадцать пятого августа.
Диалог 2
Два туриста встречаются в турагентстве в Подгорице.
ranije ранее
Упражнения
1. Какие из следующих утверждений правильные, а какие нет? Отметьте галочкой , где Tačno ‘правильно’ или не ставьте галочку, где Netačno ‘неправильно’:
- Марија и Милош cy одвели Џона и Анђелу на концерт.
- Култура Балкана је позната у свету по епским песмама.
- Гусларска музика се може чути на Косову.
- Народњаци се могу често чути на радију.
- Анђела и Џон сигурно иду на сабор у Гучи.
- Домаћи трубачи су постали популарни широм света након Кустурициних филмова.
- Староградске песме су омиљена музика Милоша и Марије.
- Староградске песме свирају по кафанама тамбурашки оркестри.
širom повсюду, по всему
2. Проверим как хорошо вы помните Диалог 1. Дополните предложения подходящим глаголом:
- Марија и Милош cy напорно цео дан.
- Упркос умору, они су Џона и Анђелу на сеоско посело.
- Људи y Србији музику и врло су талентовани.
- У нашој народној традицији огроман број народних песама.
- Код гусларске музике оно што је је прича.
- Можда ћете прилику да слушате гусларе у Црној Гори.
- Црквену музику сада разне групе и хорови.
- смо и за популарну народну музику, такозване “народњаке”.
- Сабор у Гучи не смете да !
- Сабор се увек крајем августа и непоновљив је догађај.
- Ту музику и тамбурашки оркестри.
3. Переведите предложения на сербский язык:
- Квартира – на третьем этаже.
- Почта за первым углом с левой стороны.
- Это его* пятая книга.
- Третья дверь с правой стороны – ванная комната.
- Это твой* первый ужин в ресторане ‘Далмация’?
* используйте дательный падеж местоимения.
4. Расположите следующие музыкальные инструменты в порядке увеличения их размеров:
gitara, gusle, klavir, violina ‘скрипка’, bubanj ‘барабан’, tamburica, truba