Изучаем итальянский язык с нуля!
Lezione prima


Первый урок / Урок 1

Определенный и неопределенный артикль

Имена существительные (род и число)

Глагол avere

Anche, neanche

In classe

La nostra classe ha una porta e due finestre. Noi abbiamo un simpạtico professore. Il professore ha un libro ed una penna. Spesso i professori hanno anche un registro. Il nostro professore non ha il registro. Io ho un quaderno ed una matita. Gli studenti hanno quaderni e matite. Spesso gli studenti hanno anche gomme e temperini. Uno studente ha un libro. Ecco il libro. I libri hanno le copertine a colori. Ecco un quaderno. Anche i quaderni hanno le copertine a colori. La studentessa ha una matita ed una gomma. Le studentesse spesso non hanno il quaderno. перевод текста

Примечание. На случай, если вы попали на эту страницу случайно, до этого урока нужно изучить урок произношения/чтения. Как заниматься по данному курсу написано на главной странице раздела (см. верхнее меню)
Уроки очень простые, но в них много новых слов. Поэтому, как вариант, вы можете распечатать слова к уроку (желательно вместе с текстом, в котором они используются), выучить их, а попозже вернуться и к самому уроку.
Обновите / смените браузер при возникновении проблем с аудио-плеером ниже.

  Abbiamo lezione  
Il professore: Ha un libro, Lei? перевод текста
Lo studente: Si, ho un libro.
Il professore: Lei, ha un libro? перевод текста
La studentessa: Si, ho un libro.
Il professore: Ha un libro? перевод текста
Lo studente: No, non ho un libro, ho una matita.
Il professore: Ha anche un quaderno? перевод текста
Lo studente: Si, ho anche un quaderno.
Il professore: Anche Lei ha un quaderno? перевод текста
La studentessa: Si, anche io ho un quaderno.
Il professore: Ha anche Lei un quaderno? перевод текста
Lo studente: No, io non ho un quaderno.
Il professore: Lei, ha un libro e un quaderno?
Ha un libro e un quaderno, Lei?
перевод текста
La studentessa: Io non ho un libro e non ho neanche un quaderno.
Il professore: Che cosa ha? перевод текста
La studentessa: Ho una matita e un foglio di carta.
Il professore: Cosa ha Lei? перевод текста
Lo studente: Anche io ho una matita e un foglio di carta.
Che cosa ha?

Словарь

anche тоже, также
avere иметь
la carta бумага
che cosa что
la classe класс
il colore цвет
la copertina обложка
due два
e и
ecco вот
ed и (перед словом, начинающимся с гласного)
la finestra окно
il foglio лист (бумаги)
gli артикль муж. р. мн. ч.
la gomma резинка
i артикль муж. р. мн. ч.
il артикль муж. р. ед. ч.
in в
io я
la артикль ж. р. ед. ч.
le артикль ж. р. мн. ч.
Lei Вы ! 3 лицо ! (вежливая форма обращения к женщинам и мужчинам)
la lezione урок
il libro книга
lo артикль муж. р. ед. ч.
la matita карандаш
neanche тоже не, также не
noi мы
non не (перед глаголами)
nostro (-а) наш (-а)
la penna перо
la porta дверь
il professore профессор; учитель
il quaderno тетрадь
il registro классный журнал
si да
simpạtico(-a) симпатичный(-ая), милый (-ая)
spesso часто
lo studente ученик; студент
la studentessa ученица; студентка
il temperino перочинный нож
uno, una один, одна
un, uno неопределенный артикль для существительных мужского рода в ед. ч.
una неопределенный артикль для существительных женского рода в ед. ч.

Выражения и обороты

a colori
io ho anche un quaderno
io non ho neanche un quaderno
che cosa?
un foglio di carta
цветной (-ая)
у меня есть также тетрадь
у меня нет также тетради
что?
лист бумаги

Примечание. В разговорной речи вместо che cosa часто употребляется сокращенная форма: che или cosa.

Грамматический комментарий

I. Артикль — l’articolo

В итальянском языке есть только два грамматических рода: мужской и женский. Род и число существительных выражает артикль (l’artịcolo), который предшествует имени существительному.

Имеются три вида артикля:

определенный артикль — articolo determinativo,
неопределенный артикль — articolo indeterminativo,
артикль, употребляющийся при обозначении части целого — articolo partitivo (О нем будет сказано позже, в 20-м уроке).

Определенный артикль:

il, lo для существительных мужского рода в единственном числе
i, gli для существительных мужского рода во множественном числе
la для существительных женского рода в единственном числе
le для существительных женского рода во множественном числе

примеры:

il quaderno
la penna
тетрадь
ручка, перо

Определенный артикль употребляется тогда, когда речь идет об известном, определенном лице или предмете, напр.:

Ecco il libro. Вот книга (конкретная, известно, какая книга; книга, о которой уже была речь).
Ecco i libri. Вот книги (конкретные, известно, какие книги; книги, о которых была уже речь).

Неопределенный артикль:

un, uno для существительных мужского рода в единственном числе
una для существительных женского рода во единственном числе

Неопределенные артикли не имеют форм множественного числа.

Во множественном числе значение неопределенности выражается существительным без артикля.

Неопределенный артикль употребляется тогда, когда речь идет о каком-нибудь неопределенном, мало известном лице или предмете, а также об одном представителе группы лиц или предметов.

Примеры:

un libro
uno studente
una matita
(какая-то) книга
(какой-то) студент
(какой-то) карандаш
libri
studenti
matite
(какие-то) книги
(какие-то) студенты
(какие-то) карандаши
Io ho un libro У меня есть книга (какая-то книга, точно неизвестно какая, неопределенная).

Определенные артикли il, i и неопределенный артикль un ставятся перед именами существительными, начинающимися на согласный, за исключением z, s impura (так называется звук s, за которым следует согласный) gn, pn, psПодсказка, напр.:

il libro книга (известно какая) i libri книги (известно какие)
un libro (какая-то) книга   libri (какие-то) книги
il soldato солдат (известно какой) i soldati солдаты (известно какие)
un soldato (какой-то) солдат   soldati (какие-то) солдаты

Определенные артикли lo, gli, и неопределенный артикль uno ставятся перед именами существительными, начинающимися на z, s impura, gn, pn, ps, напр.:

lo zịo дядя (известно какой) gli  zịi дяди (известно какие)
uno zịo (какой-то) дядя   zịi (какие-то) дяди
lo studente студент (известно какой) gli  studenti студенты (известно какие)
uno studente (какой-то) студент   studenti (какие-то) студенты
lo gnomo гном (известно какой) gli  gnomi гномы (известно какие)
uno gnomo (какой-то) гном   gnomi (какие-то) гномы

Определенные артикли la, le и неопределенный артикль una ставятся перед именами существительными женского рода, начинающимися на согласный, напр.:

la matita карандаш (известно какой) le  matite карандаши (известно какие)
una matita (какой-то) карандаш   matite (какие-то) карандаши
la studentessa студентка (известно какая) le  studentesse студентки (известно какие)
una studentessa (какая-то) студентка   studentesse (какие-то) студентки

Употребление артиклей иллюстрирует нижеследующая таблица:

Род Употребляется Неопределенный артикль Определенный артикль
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
мужской I. перед согласными (за исключ. согл. под II.) un нет артикля il i
  II. перед z, s impura pn, ps, gn uno нет артикля lo gli
женский перед согласными una нет артикля la le

II. Имя существительное — il sostantivo

А. Род имен существительных

В итальянском языке род имен существительных, в большинстве случаев, можно определить по их окончанию.

К мужскому роду принадлежат:

1. существительные на -o, напр.:

il libro
il quaderno
il temperino
книга
тетрадь
перочинный ножик

Исключения: существительные женского рода с окончанием -o:

la mano
la radio
la moto
la foto
la dinamo
l’auto
l’eco
рука
радио
мотоцикл
фотография
динамо
автомашина
эхо

2. некоторые существительные на -e, напр.:

il professore
lo studente
il colore
учитель; профессор
ученик; студент
цвет

К женскому роду принадлежат:

1. Существительные на -a, напр.:

la studentessa
la penna
la carta
ученица; студентка
перо, ручка
бумага

2. некоторые существительные на -e, напр.:

la classe
la lezione
класс
урок

Б. Множественное число имен существительных

Существительные на -o, -e имеют во множественном числе окончание -i.

Существительные женского рода на имеют во множественном числе окончание -e.

О других формах единственного и множественного числа имен существительных будет речь в уроках 8, 16, 27.

Окончания имен существительных иллюстрирует таблица:

Род Окончание ед. ч. Единственное число Окончание мн. ч. Множественное число
мужской -o
-e
il libro
il professore
-i
-i
i professori
i libri
женский -a
-e
la matita
la classe
-e
-i
le matite
le classi

Примечание. Существительные женского рода на -o имеют следующие формы множественного числа:

la mano
la radio
la moto
la foto
la dinamo
l’auto
l’eco
— le mani
— le radio
— le moto
— le foto
— le dịnamo
— le auto
— gli echi (во мн. ч. это слово муж. рода)

III. Глагол avere

Настоящее время, изъявительное
наклонение — presente indicativo

Единственное число

io
tu
egli
  ho
hai
ha
  у меня есть
у тебя есть
у него есть
  (я имею)
(ты имеешь)
(он имеет)

Множественное число

noi
voi
essi
  abbiamo
avete
hanno
  у нас есть
у вас есть
у них есть
  (мы имеем)
(вы имеете)
(они имеют)

Вопросительная форма

Вопросительная форма глагола образуется путем инверсии: на первом месте ставится глагол, а на втором — местоимение. Местоимение в этой форме часто пропускается:

ho (io)? У меня есть?
Есть ли у меня?
abbiamo (noi)?
  и т.д.    
hai (tu)?
ha (egli)?
  avete
hanno
(voi)?
(essi)?

Вопросительная форма глагола употребляется в предложениях, в которых нет вопросительного слова — местоимения или наречия.

Ha un libro, Lei? У Вас (у женщины или у мужчины) есть книга?

Местоимение Lei может опускаться, напр.:

На un libro?
No, non ho un libro.
У Вас есть книга?
Нет, у меня нет книги.

Примечание. Кроме местоимения Lei, другие личные местоимения тоже могут опускаться, напр.:

Si, ho un libro. Да, у меня есть книга.

Вопросительное предложение может также сохранить прямой порядок слов. Вопрос выражается в этом случае при помощи вопросительной интонации.

Сравните:

На (Lei) un libro? Lei ha un libro?

Отрицательная форма

Отрицательную форму глаголов образуем, ставя перед глаголом отрицание non.

io   non ho   у меня нет (я не имею)   noi   non abbiamo
tu   non hai   и т. д.   voi   non avete
egli   non ha;       essi   non hanno

IV. Anche — neanche

Ancheтакже, тоже — употребляется в утвердительных предложениях.

Neancheтакже, тоже — употребляется в отрицательных предложениях, напр.:

Io ho un libro e ho anche una matita. У меня есть книга, а также карандаш.
Io non ho un libro e non ho neanche una matita. У меня нет книги и нет также карандаша.

Упражнения

1. Поставьте нужные артикли, сначала определенные, затем неопределенные:

temperino, professore, matita, libro, studente, studentessa, finestra, gomma, porta, classe, registro, copertina.

temperino, professore, matita, libro, studente, studentessa, finestra, gomma, porta, classe, registro, copertina.

Chiave

2. Образуйте форму мн. числа имен существительных из первого упражнения, употребляя определенные артикли:

Chiave

3. Ответьте на вопросы:

Che cosa ha la classe? Che cosa ha il professore? Che cosa ha lo studente? Che cosa hanno i libri? Che cosa ha la studentessa?

Chiave

4. В следующих предложениях употребите все личные формы глагола avere:

Io ho un libro e non ho un quaderno.

Chiave

Ho io una matita?

Chiave

5. Переведите:

У меня есть карандаш. У вас тоже есть карандаш? У меня нет карандаша, у меня есть ручка. Что у тебя? У меня есть тетрадь, а также книга. У книги цветная обложка.

Chiave


Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии.

Комментарии  

-2 # Мария 21.08.2015 12:50
Почему Che cosa ha? переводится как Что у ВАС есть, если ha это форма тратьего лица ед числа (Что у него есть?)
+9 # Дмитрий 21.09.2015 14:03
Потому что в итальянском Lei (уважительное Вы) это 3 л. ед. ч.
+1 # Михаил 15.11.2016 21:14
Замечательный урок. Спасибо!