Мы уже много времени посвятили чтению гласных, чтению согласных, произношению, но этого по-прежнему недостаточно. Поэтому в этом уроке мы немножко расслабимся и будем больше заниматься правильным чтением с аудированием.
Сочетания букв английского языка
see, cheese, green, tree, teeth
sea (море), lead (вести), meat, eat, leave, speak
lead (свинец), head, ready, threat, thread
Нет правил о том, когда произносить /iː/, а когда /e/. Также у сочетания ‘ea’ есть другие произношения, не группируемые в правила.
food, room, roof, school, soon, tooth
Это более частый вариант, по сравнению с:
book, cook, foot, good, look
Исключения с /ʌ/: blood, flood
bow (лук), arrow (стрела), slow, flow, window
Это чуть более частый вариант, по сравнению с:
bow (кланяться), allow, eyebrow, wow
Queen, question, quick, quality, require
kneel, knife, knight, know, knowledge
wreck, wrinkle, wrist, write, wrong
what, when, where, why, white, whale
В диалектах wh во всех этих примерах может произноситься как /hw/.
Исключения с /h/: who, whose, whom
/ɔː/
al
always,
also,
talk,
walk
all
all,
call,
small,
wall
aw
awful,
draw,
jaw,
raw
au
August,
author,
because,
sausage
Множественное число
Образование множественного числа, как мы уже кратко говорили в уроке 5, простое: добавляем к существительному окончание -s:
a window – windows (окна)
an apple – apples (яблоки)
a queen – queens (королевы)
a king – kings (короли)
Неопределенного артикля во множественном числе нет.
После глухих согласных окончание -s читается как /s/:
cats /kæts/ – кошки
cups /kʌps/ – чашки
books /bʊks/ – книги
roofs /ruːfs/ – крыши
После звонких согласных и гласных окончание -s читается как /z/:
dogs /dɔgz/ – собаки
cars /kɑːz/ – машины
trees /triːz/ – деревья
walls /wɔːlz/ – стены
Если существительное заканчивается на гласную + y, то также ставится окончание -s:
a boy – boys (мальчики)
a day – days (дни)
a toy – toys (игрушки)
a key /kiː/ – keys (ключи)
Если же существительное заканчивается на согласную + y, то ‘y’ во множественном числе меняется на ‘ies’:
a baby – babies /'beɪbɪz/ (малыши)
a city /'sɪtɪ/ – cities /'sɪtɪz/ (города)
a fly /flaɪ/ – flies /flaɪz/ (мухи)
a sky – skies /skaɪz/ (небеса)
‘ie’ читается так же, как ‘y’ читалось в единственном числе.
Если существительное оканчивается на согласные -s, -z, -ch, -sh и -x, то вместо -s нужно использовать -es для благозвучия (для красоты звучания). Получается дополнительный слог с /ɪz/:
a bush /bʊʃ/ – bushes /'bʊʃɪz/ (кусты)
a glass /glɑːs/ – glasses /'glɑːsɪz/ (стаканы)
a match /mæʧ/ – matches /'mæʧɪz/ (спички)
a fox /fɔks/ – foxes /fɔksɪz/ (лисы)
Также окончание -es добавляется, если существительное оканчивается на гласную -o:
an echo (эхо) – echoes /'ekəʊz/
a hero (герой) – heroes /'hɪərəʊz/
a potato (картофелина) – potatoes /pə'teɪtəʊz/
a tomato (помидор) – tomatoes /tə'mɑːtəʊz/
Правила выше относятся и к глаголам при добавлении окончания в 3-м лице ед. ч. простого настоящего времени, о котором мы уже говорили, но говорить не закончили, мы это сделаем в следующем уроке. Единственное отличие – с окончанием -o: для существительных -es после -o ставится, если перед -o стоит согласная (см. примеры выше). Если же перед -o стоит гласная, то окончанием будет просто -s:
a kangaroo (кенгуру) – kangaroos /ˌkæŋgə'ruːz/
a studio (студия) – studios /'st(j)uːdɪəʊz/
a video (видео) – videos /'vɪdɪəʊz/
a zoo – zoos /zuːz/
Однако, у правила с -o много исключений. В словаре, как правило, указано множественное число существительных, оканчивающихся на -o в единственном числе. Могут быть даже варианты, когда и -s, и -es (после -o) будут правильными, и варианты, когда -(e)s совсем нет. Поэтому много внимания существительным на -o уделять не нужно. А у глаголов после -o всегда -es.
Большинство существительных (не все, roof, например), которые заканчиваются на -f (не -ff) или -fe, во множественном числе получают окончание -ves:
a half /hɑːf/ – halves /hɑːvz/ (половинки)
a life /laɪf/ – lives /laɪvz/ (жизни)
a wife /waɪf/ – wives /waɪvz/ (жёны)
a wolf /wʊlf/ – wolves /wʊlvz/ (волки)
Исключения
Казалось бы, простое правило у множественного числа, а мы уже наговорили на пол-урока. Осталось запомнить исключения:
a man /mæn/ (человек, мужчина)
men /men/ (люди, мужчины)
a woman /'wʊmǝn/ (женщина)
women /'wɪmɪn/ (женщины)
a child /ʧaɪld/ (ребенок)
children /'ʧɪldrǝn/ (дети)
a foot /fʊt/ (ступня)
feet /fiːt/ (ступни)
a tooth /tuːθ/ (зуб)
teeth /tiːθ/ (зубы)
a goose /guːs/ (гусь)
geese /giːs/ (гуси)
a mouse /maʊs/ (мышь)
mice /maɪs/ (мыши)
a fish /fɪʃ/ (рыба)
fish /fɪʃ/ (рыбы)
a sheep /ʃiːp/ (овца)
sheep /ʃiːp/ (овцы)
Как понять, об одной овце или рыбе мы говорим или о нескольких? Можно поставить неопределенный артикль ‘a’, он всегда указывает на что-то одно. Можно назвать конкретное количество овец и рыб. А можно использовать уже известные нам указательные местоимения this и that, которые во множественном числе имеют формы:
these (эти) – those (те)
These are fish here in the sea, and those are sheep there in the field.
Это – рыба (мн. ч.), здесь, в море, а то – овцы, там, в поле.
These sheep are black, and those are white.
Эти овцы черные, а те – белые.
Подытожим тему множественного числа в следующем простом тексте, так и названном: "A simple text – Простой текст". Простой он только с точки зрения грамматики. В нём много новых слов, поэтому он сразу идет с параллельным переводом, иначе вам будет сложно его читать. Дополнительные комментарии под текстом. Учить этот текст пока не нужно. Вернитесь к этому уроку позже, когда посчитаете, что будете готовы освоить как дополнительные слова, так и озвучку на слух.
A simple text
Men and women are people1. Men have wives, women have husbands. They have sons and daughters. Girls like dresses, they read books and play with dolls2. Boys drive cars, ride bicycles and play computer games2. They have pets.
Мужчины и женщины это люди. У мужчин есть жёны, у женщин есть мужья. У них есть сыновья и дочери. Девочкам нравятся платья, они читают книги и играют в куклы. Мальчики водят машины, ездят на велосипедах и играют в компьютерные игры. У них есть питомцы.
Pets are animals. Cats have long furry tails. Cats are strange. Dogs are simple. Dogs eat bones and everything... else people like to eat3. Elephants, ducks, sheep, wolves and horses are animals too. Flies are small insects4. Birds live in trees5.
Питомцы это животные. У кошек длинные пушистые хвосты. Кошки странные. Собаки простые. Собаки едят кости и всё... остальное, (что) люди любят есть. Слоны, утки, овцы, волки и лошади – тоже животные. Мухи это маленькие насекомые. Птицы живут на деревьях.
Rooms have windows and walls. Walls have clocks. Watches are small clocks6. Tables are pieces of furniture7. Tables and chairs have legs. Knives are sharp tools. Boots are heavy shoes. Novels are books. Dolls are toys. Roses are beautiful8 flowers. Potatoes and tomatoes are vegetables.
В комнатах есть окна и стены. На стенах есть часы. Наручные часы это маленькие настенные часы. Столы это предметы мебели. У столов и стульев есть ножки. Ножи это острые инструменты. Ботинки это тяжелые туфли. Романы это книги. Куклы это игрушки. Розы это красивые цветы. Картошка и помидоры это овощи.
Комментарии:
- И ‘men’, и ‘people’ могут означать ‘люди’. Но ‘men’ может давать двойной смысл, поэтому часто нужно о ‘людях’ выражаться точнее. В нашем предложении второй раз поставить ‘men’ просто не будет иметь смысла.
- ‘play’: ‘play with dolls’ играют в куклы и ‘play games’ играют в игры. В первом случае дословно будет ‘с куклами’. Во втором случае фраза используется без предлога. Просто такое использование у глагола play, запомните его. Play также может быть и существительным, но значением такого существительного чаще будет: ‘пьеса, представление, спектакль’.
- ‘... else people like to eat.’ В данном случае у нас получилось сложное предложение, требующее в русском языке и запятую, и ‘что’, но в английском этого ничего не нужно (хотя ‘что’ можно добавить). Т.к. в этой части сложного предложения нет новых слов, она была добавлена для того, чтобы показать забавную ситуацию с собаками. Про слово ‘else’ будет подробнее в более поздних уроках.
- ‘insects’. Американцы не произносят ‘t’ во множ. числе: /'ɪnseks/.
- ‘in trees’: основной посыл предлога ‘in’ обычно заключается в том, что говорится о чем-то ‘внутри’, но не всегда так, переводиться он может по-разному.
‘in a tree’ – на дереве (о среде обитания)
‘on a tree’ – на дереве (о месте произрастания) - ‘Watches are small clocks’ – сложная для перевода фраза потому, что ‘watch’, ‘watches’, ‘clock’, ‘clocks’ переводятся на русский как ‘часы’. Единственным вариантом стало добавление описания часов.
- ‘pieces of furniture’: слово furniture множественного числа не имеет. Для указания количества применяют дополнительное слово ‘piece’, в данном случае имеющее перевод ‘предмет’.
- ‘beautiful’ – слово с французскими корнями, поэтому имеющее странное ‘eau’ в начале, читающееся как /juː/. Часто используемое слово, поэтому его запоминание вам не избежать. Это прилагательное не используется, когда говорят о лицах мужского пола. Кстати, прилагательное ‘beautiful’ (и любое другое прилагательное на его месте) не изменилось при согласовании со словом ‘flowers’ (цветы), т.е. форму множественного числа принимают существительные, а прилагательные будут иметь множественную форму только при переводе на русский язык.
Ниже дан тот же текст, только сильно урезанный, чтобы временно исключить все дополнительные слова. Этот текст должен отскакивать у вас от зубов, т.к. он сильно простой. В следующем уроке уже будет осмысленный текст. Затем упрощённые кусочки из книг, а позже реальные диалоги. Иконка документа под текстом (как ключ к упражнениям), содержит перевод текста.
Men and women are people. They have sons and daughters. Girls like dresses, they read books. Boys drive cars, ride bicycles and play computer games. They have pets. Cats are strange. Dogs are simple. Dogs eat everything people like to eat. Rooms have windows and walls. Walls have clocks. Watches are small clocks. Roses are beautiful flowers.
Словарь
beautiful /'bjuːtɪf(ə)l, -ful/ красивый
chair /ʧeə/ стул; кресло
child /ʧaɪld/ ребёнок; дитя
clock /klɔk/ часы (настенные, настольные, башенные)
computer /kəm'pjuːtə/ n. компьютер; adj. компьютерный
dress /dres/ платье
flower /'flaʊə/ цветок
fly /flaɪ/ n. муха; v. летать
game /geɪm/ игра
long /lɔŋ/ длинный, долгий
man /mæn/ sing. мужчина, человек; men pl. мужчины, люди
people /'piːpl/ pl. люди, народ
pet /pet/ любимое домашнее животное; любимец; питомец
potato /pə'teɪtəʊ/ картофелина, картошка
room /ruːm/ комната; помещение
rose /rəʊz/ роза
sheep /ʃiːp/ овца, овцы
simple /'sɪmpl/ простой, несложный
table /'teɪbl/ стол
text /tekst/ текст
these /ðiːz/ эти
those /ðəʊz/ те
tomato /tə'mɑːtəʊ/ помидор, томат
tree /triː/ дерево
wall /wɔːl/ стена
watch /wɔʧ/ часы (карманные, наручные)
wife /waɪf/ sing. жена; wives pl. жёны
window /'wɪndəʊ/ окно
woman /'wʊmǝn/ sing. женщина; women /'wɪmɪn/ pl. женщины
Следующие слова пока можно не учить, но
использоваться в упражнениях они будут:
bird /bɜːd/ птица
bone /bəʊn/ кость
boot /buːt/ ботинок; сапог
doll /dɔl/ кукла
foot /fʊt/ sing. ступня; feet pl. ступни
furniture /'fɜːnɪʧə/ мебель
furry /'fɜːrɪ/ пушистый; меховой
goose /guːs/ sing. гусь; гусыня; geese pl. гуси
heavy /'hevɪ/ тяжёлый
horse /hɔːs/ конь, лошадь
husband /'hʌzbənd/ муж
insect /'ɪnsekt/ насекомое
leg /leg/ нога; лапа; ножка
mouse /maus/ sing. мышь; mice pl. мыши
novel /'nɔv(ə)l/ роман
piece /piːs/ кусок; штука; (отдельный) предмет
sharp /ʃɑːp/ острый
shoe /ʃuː/ туфля
tail /teɪl/ хвост
tool /tuːl/ инструмент
tooth /tuːθ/ sing. зуб; teeth pl. зубы
toy /tɔɪ/ игрушка
vegetable /'veʤ(ə)təbl/ овощ
wolf /wʊlf/ sing. волк; wolves pl. волки
Упражнения
Упражнение 1. Прочитайте "A simple text" вслух (полную версию), обращая внимание на правильное произношение слов и особенно их окончаний. Сравните ваше чтение с чтением диктора. Через некоторое количество уроков вернитесь к тексту (когда решите, что готовы), запомните оставшиеся слова и научитесь понимать этот текст только на слух.
Упражнение 2. Поставьте следующие слова во множественное число. Некоторые из этих слов вы не знаете, но это не должно быть проблемой, вам лишь нужно знать то, о чём мы говорили в уроке.
ball, book, bush, city, child, foot, fish, furniture, ghost, goose, horse, orange, king, life, man, mouse, potato, queen, sheep, sky, that, this, tooth, toy, tree, video, wife, woman
Упражнение 3. Напишите следующие предложения во множественном числе. Перевод неизученных ранее слов указан в скобках.
Образец:
An apple grows (растёт) on a tree.
Apples grow on trees.
- A queen and a king live in a castle (за́мок).
- A woman has a son and a daughter.
- A child plays with a toy.
- A girl likes a dress.
- A boy plays a computer game.
- A man drives a car.
- A bird lives in a tree.
- A fly is an insect.
- A kangaroo is an animal.
- A sheep is in the field (поле).
- A dog is not a wolf.
- A dog eats a bone.
- A cat catches (ловит) a mouse.
- A potato is a vegetable.
- That tomato is not red.
- This knife is a useful tool.
- That chair is a piece of furniture.
- This horse is fast.
- That goose is slow.
- That woman thinks she is a queen.
- I have a clean (чистый) tooth.
Упражнение 4. Переведите на английский.
- Мужчины и женщины.
- Сыновья и дочери.
- Мальчики и девочки.
- Учителя и дети.
- Овцы и волки.
- Кошки и мышки.
- Картошка и помидоры.
- Столы и стулья.
- Двери и окна.
- Комнаты и стены.
Курс доступен в виде приложения на iOS и андроид (подробнее в уроке 1):
Просьба всех читающих этот текст поставить оценку 5 приложению, потому что надоели всякие проходимцы, которые заходят на его страницу, ставят 1 и уходят, портя все труды, а вы молчите в то же время.