Lecţia 16
Урок 16
- Определенный (постпозитивный) артикль. Употребление определенного артикля.
- Спряжение глаголов IV группы в настоящем времени изъявительного наклонения.
1 decembrie
Anual, la 1 decembrie, poporul român serbează Ziua Națională a României. Este un moment foarte important din istoria românilor. După Primul Război Mondial, la 1 decembrie în 1918, are loc Marea Adunare Națională de la Alba Iulia, la care se proclamă unirea Transilvaniei cu România. Acest eveniment poartă numele de Marea Unire. Ziua de 1 decembrie devine după revoluția din decembrie 1989 și Ziua Națională a României. Este o sărbătoare publică și zi liberă.
La 1 decembrie pe străzi este multă lume - bărbați, femei și copii. Ei privesc parada militară. Toată lumea este fericită, se aud urări “La Mulți Ani, România!”,” La Mulți Ani, români!” La București, în Piața Arcului de Triumf, se află conducătorii statului și guvernului. Au loc ceremonii de depuneri de coroane și jerbe de flori la monumentele eroilor. Vin la paradă și oaspeți străini. În piață se organizează și o expoziție de tehnică militară. Drapelul național este arborat în toate instituțiile de stat din țară, dar și în casele românilor. Sărbătoarea se încheie seara cu focuri de artificii.
Vocabular
popór народ
a serbá (ez) праздновать
Zíua Naționálă a Româníei Национальный день Румынии
importánt важный
Prímul Răzbói Mondiál Первая мировая война
a aveá loc состояться, иметь место
adunáre собрание
а proclamá провозгласить
uníre объединение
evenimént событие
a purtá носить
a devení становиться
sărbătoáre праздник
públic государственный
strádă улица
múltă lúme много народу
fericít счастливый
a se auzí слышатьcя, доноситься
uráre пожелание
Piáța Árcului de Triúmf площадь Триумфальной арки
conducătórii státului și guvérnului руководители государства и правительства
depúneri de coroáne și jérbe de flori возложения венков и (букетов) цветов
a vení приходить, приезжать
oáspete гость
străín иностранный
a organizá (ez) организовать, создавать
expozíție выставка
militár военный
drapél флаг
a arborá (ez) вывесить, поднимать
institúție учреждение
țáră страна
cásă дом
a se încheiá завершиться
foc de artifícii фейерверк, салют
Лексическое пояснение
Существительное lume имеет несколько значений, основными из которых являются:
а) мир, свет
În întreaga lume trăiesc aproximativ 8 miliarde de oameni. — Во всем мире проживает около 8 миллиардов человек.
б) люди, народ
Pe străzi е multă lume.— На улицах много народу.
в) выражение toată lumea означает все.
Toată lumea е bucuroasă. — Все рады.
Определенный (постпозитивный) артикль
Род | Единственное число | Множественное число |
мужской | -l, -le | -i |
женский | -a | -le |
Определенный артикль в румынском языке всегда является постпозитивным (суффигированным), то есть ставится после существительного и пишется с ним слитно. Артикль прибавляется к последнему слогу существительного с помощью соединительной гласной -u, если существительное мужского и обоюдного рода оканчивается на согласную или на -i, либо без нее, если существительное оканчивается на гласную. Например: studentul, unchiul.
Существительные мужского и обоюдного рода с определенным артиклем в единственном числе
Порядок ячеек таблицы: Окончания существительных мужского и обоюдного рода → Окончания существительных мужского и обоюдного рода с определенным артиклем → Примеры
Окончания
С артиклем
Примеры
Родительный и дательный падежи имен собственных мужского рода и названии месяцев употребляются с одной из форм препозитивного определенного артикля — lui. Например:
Fiul lui Ion. — Сын Иона.
Sfârşitul lui mai. — Конец мая.
Существительные мужского и среднего рода в единственном числе, в родительном и дательном падежах имеют окончания -lui. Например:
Piața Arcului de Triumf — площадь Триумфальной Арки
Conducătorii statului — руководители государства
Существительные женского рода с определенным артиклем в единственном числе
Порядок ячеек таблицы: Окончания существительных женского рода → Окончания существительных женского рода с определенным артиклем → Примеры
Окончания
С артиклем
Примеры
* К существительному мужского рода tată (отец), прибавляется либо определенный артикль -l, либо -ă переходит в -a: tatăl, tata. У остальных существительных мужского рода, оканчивающихся на -ă, это окончание всегда переходит в -а. Например: popă-popa (поп), papă-papa (Папа Римский).
Существительные с определенным артиклем во множественном числе
Род | С неопределенным артиклем | С определенным артиклем |
мужской | niște studenți | studenții |
женский | niște studente | studentele |
Примечание: Во множественном числе существительные обоюдного рода принимают определенный постпозитивный артикль женского рода.
Употребление определенного артикля
Определенный артикль в румынском языке употребляется:
1. Для обозначения предмета, единственного в своем роде:
pământul — земля, soarele — солнце, luna — луна, etc.
2. Для обозначения предмета, единственного в данной обстановке:
Deschide cartea și citește. — Открой книгу и прочти.
Închide revista și vino aici. — Закрой журнал и иди сюда.
3. Для обозначения понятия в самом общем смысле:
Îmi place muzica și pictura. — Мне нравится музыка и живопись.
4. Для обозначения класса предметов:
Aurul este un metal prețios. — Золото – ценный металл.
Trandafirul este o floare. — Роза – цветок.
5. Если при существительном имеется определение, которое выделяет данный предмет как именно тот, о котором идет речь:
Uite caietul, care este pe bancă. — Вот тетрадь, которая на скамейке.
6. Для обозначения предмета, известное собеседнику, ранее упомянутом:
Pe masă este un pahar. Paharul este curat. – На столе один стакан. Стакан чистый.
Примечание: В румынском языке, в отличие от других романских языков, существительные после предлога при отсутствии определений употребляются без артикля. Например:
Noi avem о carte pe catedră. но:
Noi avem carte pe catedra noastră.
Спряжение глаголов IV группы в настоящем времени изъявительного наклонения
В инфинитиве глаголы IV группы оканчиваются на ударное -i или на ударное -î.
Большинство глаголов этой группы с окончанием -i приобретает суффикс -esc. Например:
a citi | читать |
eu citesc | noi citim |
tu citeşti | voi citiţi |
el, ea citeşte | ei, ele citesc |
Глаголов с окончанием на î немного. Большинство из них спрягается без суффиксов по типу глагола:
a coborî | спускаться |
eu cobor | noi coborâm |
tu cobori | voi coborâţi |
el, ea coboară | ei, ele coboară |
Некоторые принимают при спряжении суффикс -ăsc, как, например, глагол:
a hotărî | решать |
eu hotărăsc | noi hotărâm |
tu hotărăşti | voi hotărâţi |
el, ea hotărăşte | ei, ele hotărăsc |
Глаголы a ști (знать), a vení (приходить), a ieșí (выходить) спрягаются не по общему правилу, и их спряжение нужно запомнить.
a ști
a ieși
a veni
eu
tu
el, ea
noi
voi
ei, ele
ştiu
ştii
ştie
ştim
ştiţi
ştiu
ies
ieşi
iese
ieşim
ieşiţi
ies
vin
vii
vine
venim
veniţi
vin
Micul dejun
Micul dejun la cantina studențească are loc de obicei la ora 8. Aici sunt multe măsuțe. Pe toate măsuțele sunt vaze cu flori.
Furculițele, lingurile, cuțitele, ceștile și farfuriile sunt curate. Pe fiecare măsuță este lista de bucate pentru micul dejun, prânz și cină.
La bufet este zilnic pâine de tot felul. Untul, brânza și salamul sunt de vânzare tot aici. Laptele, ceaiul și cafeaua sunt în pahare.
Vasile Rădulescu vine la cantină în fiecare dimineață la ora 8 și jumătate. Victor și Elena sunt și ei aici. Vasile ia micul dejun la măsuța lui Victor și Elena.
Piperul și sarea nu sunt pe măsuța lor, dar muștarul este.
Ei toți trei, Victor, Elena și Vasile iau micul dejun favorit, adică gustări: pâine cu icre și șuncă, salam afumat, niște ouă și cafea.
Vocabular
o óră (один) час
curát чистый, чисто
de tot félul разный, разная
niște unt сливочное масло
niște brấnză сыр, брынза
niște salám колбаса
foárte очень
a fi de vânzáre быть в продаже
tot aici здесь же
niște lápte молоко
niște pipér перец (молотый)
niște sáre соль
niște muștár горчица
favorít любимый
o gustáre закуска
a luá o gustáre закусить
de tot félul разный
niște șúncă ветчина, свиной окорок
niște salám afumát копченая колбаса
Примечание: Предлог la служит для выражения:
1) направления: Victor merge la bibliotecă. — Виктор идет в библиотеку.
2) местонахождения: Victor studiază la universitate. — Виктор учится в университете.
3) времени: El vine la ora cinci. — Он приходит в пять часов. Ei mănâncă zilnic la ora două. — Они ежедневно едят в два часа.
Exerciții
1. Прочтите следующие слова. (Citiți următoarele cuvinte):
bloc — blócuri
vad — váduri
glas — glásuri
port — pórturi
preț — préțuri
vis — vísuri
neam — neámuri
drept — drépturi
rol — róluri
stil — stíluri
sens — sénsuri
scop — scópuri
țărm — țắrmuri
val — váluri
schimb — schímburi
foc — fócuri
vers — vérsuri
ceas — ceásuri
geam — geámuri
gen — génuri
rând — rấnduri
cerc — cércuri
șes — șésuri
leac — leácuri
piept — piépturi
bun — búnuri
salút — salúturi
pămấnt — pămấnturi
răspúns — răspúnsuri
hotél — hotéluri
regím — regímuri
volúm — volúmuri
2. Выпишите из текста существительные мужского рода и поставьте их в единственное и множественное число с неопределенным и определенным артиклями. (Copiați din text substantivele masculine și puneți-le la singular și plural forma nearticulată și forma articulată.)
3. Проделайте то же упражнение с существительными женского и среднего рода. (Faceți același exercițiu cu substantivele feminine și neutre.)
4. Поставьте следующие существительные среднего рода в форму единственного и множественного числа с определенным артиклем: (Puneți următoarele substantive neutre la forma articulată singular și plural):
taván — taváne, scáun — scáune, duláp — dulápuri, tablóu — tablóuri, pix — píxuri, ziár — ziáre, caiét — caiéte, stilóu — stilóuri, carnét — carnéte, apartamént — apartaménte, dormitór — dormitoáre, bufét — buféte, jilț — jílțuri, covór — covoáre, fotóliu — fotólii, diván — diváne, institút — institúte, pachét — pachéte, manuál — manuále, artícol — artícole.
5. Поставьте следующие существительные мужского рода в форму единственного и множественного числа с определенным артиклем. (Puneți următoarele substantive masculine la forma articulată singular și plural):
peréte — peréți, studént — studénți, doctoránd — doctoránzi, profésor — profésori, an — áni.
6. Поставьте следующие существительные женского рода в форму единственного и множественного числа с определенным артиклем. (Puneți următoarele substantive feminine la forma articulată singular și plural):
sálă — sắli, podeá — podéle, fereástră — feréstre, úșă— úși, catédră — catédre, sóbă — sóbe, táblă — táble, hârtíe— hârtíi, radiéră — radiére, gúmă — gúme, sufrageríe — sufrageríi, bucătăríe — bucătăríi, cămáră — cămắri, canapeá — canapéle, noptiéră — noptiére, oglíndă — oglínzi, caráfă — caráfe, haínă — haíne, zí — zíle.
7. Проспрягайте глаголы IV-го спряжения в выражениях. (Conjugați verbele de conjugarea IV-a din expresiile):
a dobândi o victorie, a pregăti o reprezentație, a citi cărți noi.
8. Поставьте следующие существительные во множественное число: (Puneți următoarele substantive la plural):
dejun, oră, vază, floare, furculiță, cuțit, lingură, ceașcă, farfurie, meniu, prânz, cină, pâine, unt, brânză, gustare, ou, cafea, ceai, pahar, jumătate, salam, șuncă.
9. Раскройте скобки и поставьте соответствующие существительные в форму с определенным артиклем: (Deschideți parantezele și puneți substantivele corespunzătoare la forma articulată):
1. La cantina studențească, la ora 13 este (un prânz). 2. Vaze cu flori sunt pe toate (măsuțe). 3. Ceștile și farfuriile (furculițe, linguri și cuțite) sunt curate. 4. Pentru micul dejun, prânz și cină este pe fiecare măsuță (o listă de bucate). 5. (Unt, brânză și salam) sunt la bufet. 6. (Lapte) este rece? 7. (Ceai) este dulce? Iar (cafea)? 8. Pe măsuța lui Victor și Elena nu este (sare) și (piper). 9. Victor, Elena și Vasile iau (un prânz) favorit.
10. Объясните использование определенного и неопределенного артиклей в следующих предложениях. (Explicați întrebuințarea articolelor hotărâte și nehotărâte în următoarele propoziții):
Iată o cameră. Camera este mare. Maria ia o carte. Aceasta este cartea „Mitrea Cocor“. Uite un student. Studentul este din grupa noastră. Și aici sunt niște studenți. Ei merg la bibliotecă. Biblioteca este mare și luminoasă. Aici sunt multe cărți, reviste și ziare. Cărțile, revistele și ziarele sunt în dulapuri.
11. Напишите инфинитив следующих глаголов и переведите их: (Scrieți infinitivul următoarelor verbe și traduceți-le):
ea mănấncă, ea pleácă, ea comándă, ea términă, ea stă, el întreábă, el iá, el cáde, el véde, ea ajúnge, ea fáce, ea scríe, ea propúne, el cúmpără, el serbeáză, el obțíne, el lucreáză, el dobândéște, ea pregătéște, ea organizeáză, ea citéște, ea înváță.
12. Назовите существительные, связанные по смыслу с темой текста "Завтрак". (Numiți substantivele legate după sens cu subiectul textului „Micul dejun“.)
13. Ответьте на следующие вопросы. (Răspundeți la următoarele întrebări:)
1. La ce oră este micul dejun la cantina studențească? 2. Câte măsuțe sunt în sala de mese? 3. Unde sunt vazele cu flori? 4. Ce este pe fiecare măsuță? 5. Ce este zilnic la bufetul din cantină? 6. Ce este în pahare? 7. Cine este la cantină în fiecare dimineață? 8. Cine ia dejunul la măsuța lui Victor și Elena?
14. Переведите на румынский язык. (Traduceți în românește):
- Завтрак в студенческой столовой начинается в 8 часов утра.
- Мы ежедневно бываем в столовой в половине девятого.
- На столиках – чашки, тарелки, ложки, вилки и ножи.
- На каждом столике стоит ваза с цветами.
- В стакане холодное молоко.
- Кофе и чай на столе.
- Здесь нет соли и перца.
- Соль и перец там, а горчица здесь.
- В буфете продают масло, сыр и колбасу.
- В буфете имеются также бутерброды с икрой, с ветчиной и яйца.
15. Составьте по 2 предложения с предлогом la для обозначения местонахождения и времени. (Compuneți câte 2 propoziții cu prepoziția la pentru a indica spațiul și timpul.)
16. Составьте по два предложения с существительным lume в значении: (Compuneți câte două propoziții cu substantivul lume în sens de):
1) мир, свет; 2) люди, народ; 3) toată lumea — в значении все.