Lecţia 15
Урок 15
- Спряжение глаголов II и III групп в настоящем времени изъявительного наклонения.
- Род имен прилагательных. Неправильные прилагательные.
- Второстепенные члены предложения. Определение. Приложение.
О zi liberă
Azi е duminică. E о zi frumoasă de toamnă. Eu împreună cu Victor și cu Gheorghe luăm un mic dejun copios și apoi mergem în parc. Este un parc mare și plin de verdeață. Pe alocuri sunt frunze ruginii. Multe cad pe jos și fac un covor gălbui și foșnitor. Timp de o oră noi umblăm prin parc și apoi mergem vizavi la un mic cinematograf. Acolo vedem un film interesant. Pe la ora două ajungem acasă și mâncăm. După masă Victor și Gheorghe fac lectură, iar eu scriu o scrisoare.
Apoi Victor propune o plimbare prin oraș. Pe drum cumpărăm bilete la Teatrul Bolșoi. Aici vedem un balet admirabil „Fântâna din Bahcisarai”. Plecăm cu o impresie adâncă despre balet.
Ajungem acasă târziu, dar foarte mulțumiți de ziua noastră liberă.
Vocabular
a mérge ходить
plin de полон
niște verdeáță зелень
pe alócuri местами
o frúnză лист дерева
ruginiú покрасневший
a cădeá падать
gălbúi желтоватый
foșnitór шуршащий
timp de о óră в течение часа
a umblá ходить
vizaví напротив
a ajúnge прибывать, зд.: приходить
a fáce lectúră читать
a scríe писать
a propúne предлагать
о plimbáre прогулка
pe drum по дороге
a cumpărá покупать
Teátrul Bolșói Большой театр
о fântấnă 1) колодец; 2) fântână (arteziană) фонтан
imprésie впечатление
mulțumít довольный
Sinonime
a fáce о plimbáre — a se plimbá гулять, прогуливаться
adấnc — profúnd — глубокий
Спряжение глаголов II и III групп в настоящем времени изъявительного наклонения
В инфинитиве глаголы II группы оканчиваются на ударное -ea, а глаголы III группы оканчиваются на безударное -e.
При спряжении глаголы II и III групп имеют следующие окончания:
Лицо | Единственное число | Множественное число |
1 | не принимает окончаний | -em |
2 | -i | -eți |
3 | -e | не принимает окончаний |
Для примера приводим спряжение глаголов II группы:
a vedea (видеть), a ședea (сидеть), a putea (мочь)
и III группы:
a face (делать), a traduce (переводить), a merge (идти).
II группа
a vedea
a ședea
a putea
eu
tu
el, ea
noi
voi
ei, ele
văd
vezi
vede
vedem
vedeți
văd
șed
șezi
șade
ședem
ședeți
șed
pot
poți
poate
putem
puteți
pot
III группа
a face
a traduce
a merge
eu
tu
el, ea
noi
voi
ei, ele
fac
faci
face
facem
faceți
fac
traduc
traduci
traduce
traducem
traduceți
traduc
merg
mergi
merge
mergem
mergeți
merg
Примечания:
- У глаголов II и III групп окончания 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. совпадают. Имея одинаковые окончания, глаголы II и III групп отличаются лишь местом ударения в 1-м и 2-м лице мн. ч. настоящего времени. Как и в инфинитиве, у глаголов II группы ударение падает на окончание, а у глаголов III группы — на корень.
- После модального глагола a putea глагол, который следует за ним, употребляется в инфинитиве без предлога. Например: Eu pot merge la bibliotecă. — Я могу пойти в библиотеку. Tu poți studia acest articol. — Ты можешь изучить эту статью.
Род имён прилагательных
В румынском языке прилагательные, как правило, стоят после существительных.
Прилагательные мужского рода имеют следующие окончания:
Окончания
Примеры
согласная
-u
-iu
-tor
-i
-е
bun, mic, lat
albastru
cenușiu *
următor
vechi
mare, verde
Прилагательные женского рода имеют следующие окончания:
Муж. р.
Жен. род
Примеры
Sinonime
* Castaníu — maró, cafeníu
* Cenușíu — gri, sur.
Неправильные прилагательные
Женский род прилагательных плохой, тяжелый, новый, красный образуется не по общему правилу и их нужно запомнить.
Мужской род
Женский род
rău
greu
nou
roșu
rea
grea
nouă
roșie
При образовании женского рода имеют место чередования гласных:
o переходит в oa: frumos — frumoasă
e переходит в ea: negru — neagră
Второстепенные члены предложения
Определение
К числу второстепенных членов предложения относится определение. Как и в русском языке, оно отвечает на вопросы: care? (который?), ce fel de? (что за?), се? (какой?), cum? (каков?, какова? каковы?).
Определение может быть при подлежащем, при именном сказуемом и при других второстепенных членах предложения и обозначает признак предмета или лица. Например:
El are о carte interesantă. — У него интересная книга.
Clasa noastră este mare. — Наш класс большой.
Trei studenți sunt aici. — Здесь трое студентов.
Подлежащее с относящимися к нему второстепенными членами (определениями разных видов) составляет группу подлежащего. Определение может быть выражено:
а) качественным прилагательным. По-румынски оно называется epitet.
Iată niște cărți interesante. — Вот несколько интересных книг.
б) одним из местоименных прилагательных (соответствующим в русском языке указательным или притяжательным местоимением или числительным). По-румынски оно называется determinativ.
Cartea mea este pe masă. — Моя книга на столе.
Această carte este pe masă. — Эта книга на столе.
Приложение
Как и в русском языке, в румынском языке приложение может быть выражено именем существительным и другими частями речи. Оно может быть простым и распространенным. Например:
Victor, colegul meu de grupă, este student în anul III. — Виктор, мой одногруппник, студент 3-го курса.
Fratele lui Dan cântă cântecul „În Bucureștiul iubit”. — Брат Дана поет песню «В любимом Бухаресте».
Exerciții
1. Прочтите следующие слова. (Citiți următoarele cuvinte):
- joc — jóci, fac — fáci, tac — táci, zac — záci, tradúc — tradúci.
- coc — cóci, alég — alégi, zic — zíci, prodúc — prodúci, trag — trági.
- dreg— drégi, merg — mérgi, alérg — alérgi, frig —frígi, ling — língi.
- încíng — încíngi, frâng — frângi, plâng — plângi, strâng — strângi, atíng — atíngi.
2. Выпишите все глаголы из текста в третьем лице единственного числа и в инфинитиве. Образец: el ia — a lua. (Scrieți toate verbele din text la persoana III-a singular și la infinitiv. După modelul: el ia — a lua.)
3. Выпишите из текста существительные и прилагательные, в которых происходит чередование гласных и согласных. Объясните их. (Copiați din text substantivele și adjectivele în care au loc alternanțe vocalice sau consonantice. Explicați-le.)
4. Поставьте глаголы в соответствующем лице. (Puneți verbele la persoanele respective):
1. Parcul din oraș (a fi) frumos. 2. După universitate Maria (a face) lectură. 3. De la lucru noi (a trece) pe la un prieten. 4. Victor și Gheorghe (a merge) la o bibliotecă. 5. Cu metroul noi (a ajunge) la timp la lucru. 6. Când (a cumpăra) Victor bilete la teatru? 7. Noi, (a lua) micul dejun la ora 9 dimineața, dar voi când (a lua) micul dejun? 8. Ce (a spune) profesorul vostru despre acest articol?
5. Проспрягайте следующие глаголы письменно или устно в изъявительном наклонении настоящего времени. (Conjugați următoarele verbe, în scris sau oral la modul indicativ, timpul prezent):
a merge, a cădea, a face, a trece, a vedea, a ajunge, a propune, a produce, a tăcea, a avea, a strânge.
6. Поставьте глаголы в скобках в соответствующем лице. (Puneți verbele din paranteze la persoanele respective.)
Noi (a deschide) manualul de limba română la pagina 73. Profesorul (a întreba), iar studenții (a răspunde). Noi (a avea) o geantă neagră. De ce culoare (a fi) geanta voastră, cafenie sau cenușie? Toamna frunzele (a cădea) la pământ. La ce oră voi (a lua) prânzul? Dar seara când (a mânca)? Victor îi (a spune) lui Vasile un secret la ureche. Elena (a avea) niște mănuși noi albastre. În dulap (a fi) rochia mea verde.
7. Образуйте женский род прилагательных. (Formați femininul adjectivelor):
interesant, frumos, târziu, nou, francez, spaniol, mare, mic, larg, fructifer, roditor, verde, rece, tare, duios, românesc, rusesc.
8. Ответьте на следующие вопросы. (Răspundeți la următoarele întrebări):
1. Ce zi este azi? 2. Cum este micul dejun? 3. Unde mergem apoi? 4. Cât timp umblăm noi prin parc? 5. Cum e parcul? 6. Unde mergem apoi? 7. Unde vedem un film interesant? 8. Când luăm prânzul? 9. Ce fac după masă Victor și Gheorghe? 10. Ce propune Victor apoi? 11. Unde cumpărăm bilete la teatru? 12. Când ajungem acasă? 13. Cu ce impresie despre balet plecăm? 14. Ce vedem aici?
9. Переведите на румынский язык. (Traduceți în românește):
а) У меня большая библиотека. В шкафах и на этажерке много интересных книг. У окна стоит большой письменный стол. На нем много вещей (obiecte). На нем лежит несколько журналов и газет. Там есть также книги и тетради. Рядом с ними (alături de ele) лежат карандаши. У меня много синих, черных, красных и желтых карандашей. У тебя есть румынские книги? Да, у меня есть несколько румынских книг. У меня есть еще две французские и две английские книги. У меня нет немецких и испанских книг.
Сколько на столе ножей и вилок? Четыре. На тарелке лежит несколько бутербродов (tartine), а в хлебнице (cutia pentru pâine) - белый и черный хлеб. Вечером я предпочитаю чай, а утром — кофе или какао.
б) У Марии есть портфель? У нее коричневый портфель. У Виктора хорошая авторучка? Есть ли у него телефон? Нет, у него нет телефона, а у его сестры есть. У Дину белая рубашка или желтая? У него желтая рубашка и черный костюм. У тебя новый костюм или старый? У меня старый летний костюм и новый зимний. В нашем городе красивый и большой парк.
10. Составьте по два предложения с каждым из предлогов: pe, cu, la, de. (Compuneți câte două propoziții cu fiecare din prepozițiile: pe, cu, la, de.)
11. Составьте по два предложения с синонимами. (Compuneți câte două propoziții cu sinonimele):
1. a face lectură, 2. a citi.
12. Составьте по два предложения с выражениями: (Compuneți câte două propoziții cu expresiile):
a avea loc, a face lectură, a învăța carte, zilnic, alături de, a face o plimbare, mulțumit de, o impresie adâncă.
Recapitulare
Sala de studii unde suntem este înaltă și luminoasă. Aici sunt patru mese și opt scaune. Pe mese sunt cărți și caiete, pixuri, creioane, ziare și reviste. Tabla este pe perete, ea este de culoare neagră. Lângă tablă este creta. În sala de studii sunt un profesor și niște studenți.
După studii studenții merg la cantină. Aici ei mănâncă zilnic la prânz. Mulți studenți mănâncă dimineața și seara acasă. Și eu mănânc acasă. Eu am o cameră alături de sufragerie. Acolo este un pat, un dulap, un birou și o măsuță de toaletă.
Astăzi e o zi liberă. E duminică. Dimineața merg la sala de lectură, unde învăț, iar după masă fac o plimbare prin oraș. Seara merg la Teatrul Bolșoi. Ajung acasă târziu, mulțumit de ziua mea liberă.
Dialog
V.: Cine este acolo?
D.: Eu sunt, Dan.
V.: Tu ești? Intră!
D.: Bună ziua.
V.: Salutare, dragule, ce mai faci?
D.: Bine, mulțumesc. Dar tu, cum trăiești?
V.: Bine. Ia loc, te rog.
D.: Fumezi?
V.: Da, cu plăcere.
D.: Poftim o țigară.
V.: Mulțumesc.
Vocabular
intră входи
salutáre drágule привет, дорогой
ce mai fáci? как ты поживаешь?
dar tu, cum trăiéști? а ты как поживаешь?
ia loc, te rog садись, пожалуйста
fumézi? ты куришь?
poftím o țigáră пожалуйста, возьми сигарету
Контрольные упражнения (Exerciții de recapitulare)
1. Вставьте глаголы a avea или a fi в соответствующей форме. (Puneți verbele a avea sau a fi la formele corespunzătoare):
Dan student. El multe cărți interesante. Noi multe cărți. Noi studenți și voi doctoranzi. Eu mulți prieteni. Și tu mulți prieteni? Da, și eu mulți prieteni. El student sau elev? El student la Facultatea de Relații Internaționale.
2. Вставьте соответствующие прилагательные женского рода: (Puneți adjectivele feminine respective):
1. Eu văd un film interesant. Eu citesc o carte . 2. „Fântâna din Bahcisarai“ este un balet admirabil. Noi plecăm cu o impresie despre acest balet. 3. Azi e timp frumos. E o duminică de toamnă. 4. La bucătărie avem un taburet înalt. În sufragerie avem o măsuță . 5. Pe bancă este un manual folositor. Eu citesc o carte .
3. Напишите следующие предложения в изъявительном наклонении 2-го лица единственного числа настоящего времени. (Scrieți la persoana 2-a singular modul indicativ prezent, următoarele propoziții):
1. A rămâne singur. 2. A studia la universitate. 3. A scrie o dictare. 4. A citi o carte.
4. Проспрягайте следующее предложение в утвердительной, отрицательной и вопросительной форме: (Conjugați următoarea propoziție la forma afirmativă, negativă și interogativă):
Eu am un birou.
5. Назовите предметы, которые находятся на письменном столе и на обеденном столе. (Numiți obiectele, care se află pe birou și pe masa din sufragerie)
6. Составьте по два предложения с союзами: dar и iar. (Compuneți câte două propoziții cu conjuncțiile: dar și iar.)
7. Опишите свой класс, свою комнату и студенческую столовую. Переведите на румынский язык. (Descrieți sala voastră de cursuri, camera dv. și cantina studențească. Traduceți în românește):
Моя комната большая и светлая. В моей комнате два окна и одна дверь. В моей комнате один диван, шкаф, письменный стол и маленький столик, кресло, пять стульев и кровать. На стенах два портрета и один ковер. На окнах висят занавески.
8. Напишите следующие предложения на румынском языке: (Scrieți în românește următoarele propoziții):
- Он переводит с русского языка на румынский, а она с румынского языка на русский.
- Я не играю в шахматы, но играю в шашки.
- Библиотека не большая, а маленькая.
- Наша аудитория большая, но не светлая.
- Доска черная, а мел белый.
- Елена и Виктор едут на троллейбусе в общежитие.
- Утром Мария завтракает, а потом едет на троллейбусе на работу.
- Занятия начинаются в 9 часов утра.
- У Виктора лекции в понедельник, вторник и четверг.
- В субботу мы едем на прогулку в парк.
9. Расскажите подробно о своем рабочем дне. (Povestiți amănunțit despre ziua dumneavoastră de lucru.)