Изучаем испанский язык с нуля!
Lección quincuagésima octava - Lección cincuenta y ocho


Урок 58

Порядок слов в предложении

La risa

... La alegría destierra el estado morboso de las almas; la alegría, riente, expresiva, de sonoras alas, se mueve en un ambiente sano y vivificador. Su trueno jovial, su carcajada, es como las descargas eléctricas, que purifican la atmósfera.
Y en este siglo de crisis intelectuales, de agitación moral, de decaimientos, de enfermedades del alma, la risa ha podido ser torre de asilo, lugar de salvamento, para los que se allegan a sus dominios y se acogen bajo sus banderas...
¡Bendigamos la risa!
¡Bendigamos la risa, porque ella libra al mundo de la noche!
¡Bendigámosla, porque ella es la luz de la aurora, el carmín del sol, el trino del pájaro!..
¡Bendigámosla, porque ella está en el ala de la mariposa, en el cáliz del clavel lleno de rocío!..
¡Bendigámosla, porque ella es la salvación, la lanza y el escudo! ... перевод текста
Rubén DaríoApología de la risa” (В сокращении)

Vocablos

la risa смех
  desterrar изгонять, отгонять от себя
el estado состояние; положение
  morboso, -a больной; болезненный
  expresivo, -a выразительный, экспрессивный
  sonoro, -a звонкий, гулкий
el ala крыло
  moverse двигаться
el ambiente обстановка, среда, атмосфера
  sano, -a здоровый, целый, невредимый
  vivificador, -a живительный
el trueno гром; грохот
  jovial веселый, жизнерадостный
la carcajada хохот, взрыв смеха
la descarga разряд
  eléctrico, -a электрический
  purificar очищать, чистить
el siglo столетие, век
  intelectual умственный, интеллектуальный
la agitación волнение; возбуждение; агитация
  moral моральный, нравственный
el decaimiento упадок, разрушение
la enfermendad болезнь, недуг
la torre башня, вышка
el asilo убежище; приют
el salvamento спасение
  allegarse тянуться; соединяться; стремиться
el dominio власть, господство
  acogerse укрываться
la bandera знамя, флаг
  bendecir благословлять, прославлять, славить
  librar освобождать; избавлять (от опасности)
la aurora утренняя заря
el trino трель
la mariposa бабочка
el cáliz бокал, кубок; чашечка цветка
el rocío роса
la salvación спасение
la lanza копье
el escudo щит; герб

Грамматика

Порядок слов в предложении

С синтаксическими особенностями испанского предложения мы в основном уже познакомились в предыдущих уроках, рассматривая согласование сложных глагольных времен, при объяснении вопросительной и отрицательной формы глаголов, при спряжении возвратных глаголов, а также при употреблении местоимений и прилагательных в предложении и т.д.

В испанском языке, как можно было заметить, слова в предложении располагаются довольно свободно, если это не изменяет смысла предложения. Однако в простом предложении следует придерживаться следующего порядка слов:

подлежащее —› сказуемое —› дополнение

Например:

 

Miguel vio a María.

Михаил увидел Марию.

Это предложение можно начать дополнением, но в этом случае дополнение повторяется в виде личного местоимения и стоит непосредственно перед глаголом:

 

A María la vio Miguel.

Марию увидел Михаил.

Подлежащее ставится после сказуемого в следующих случаях:

  • в вопросительных предложениях, например:

    ¿Adónde vas? — pregunta Juan.

    Куда ты идешь? — спрашивает Хуан.

  • если предложение начинается наречием:

    En seguida comenzó a cantar Carmen.

    Сразу начала петь Кармэн.

В отрицательном предложении тот же порядок слов, что и в утвердительном, с тем, что перед глаголом ставится отрицание no, например:

 

Miguel no vio a Juana.

Михаил не видел Хуаны.

В вопросительном предложении наблюдаются следующие отступления от обычного порядка слов:

сказуемое —› подлежащее —› дополнение

Например:

 

¿Vio Miguel a Juana?

Видел Михаил Хуану?

Употребление личного (безударного) местоимения в предложении (сравните: уроки 23 и 28).

  • Если в предложении в качестве сказуемого выступает глагол в форме простого прошедшего времени изъявительного, условного или сослагательного наклонения, то местоимение ставится перед глаголом:

    Juana te ve, te veía, te vio, te verá, te vería, que te vea, si te viese.
    Хуана тебя видит, видела, увидела, увидит, увидела бы, чтобы тебя увидела, если бы тебя увидела.

  • Если в предложении глагол-сказуемое употреблен: в форме повелительного наклонения, в форме presente de subjuntivo (который выступает в функции повелительного наклонения), а также в gerundio или в неопределенной форме, то местоимение ставится после глагола и пишется с ним слитно, например:

     

    ¡tómalo!

    возьми это!

     

    ¡dadle el libro!

    дайте ему книгу!

     

    ¡quédense aquí!

    останьтесь здесь!

  • Если перед глаголом-сказуемым (кроме gerundio и неопределенной формы) стоит какое-либо другое слово, то местоимение ставится перед глаголом, например:

     

    Ojalá nos lea algo.

    Хоть бы он нам что-нибудь прочитал.

     

    No le molestes.

    Не мешай ему.

     

    Deseo que te quedes.

    Я желаю, чтобы ты остался.

  • Если в предложении глагол-сказуемое выражено сложным временем, то местоимение ставится перед вспомогательным глаголом во всех наклонениях, кроме сложной формы gerundio, например:

     

    me han comprado

    мне куплено

     

    habiéndome comprado

    купив(-ши) мне

     

    te habíamos escrito

    мы написали тебе

     

    habiéndote escrito

    написав(-ши) тебе

  • Если в предложении выступают две личные формы местоимений в функции дополнения, то они стоят перед или после глагола-сказуемого. Следует только помнить (см. урок 23), что местоимения 1-го и 2-го лица всегда стоят перед местоимением 3-го лица, которое в данном случае соответствует винительному падежу. Местоимения 1-го и 2-го лица соответствуют дательному падежу.

В испанском языке употребление вышеуказанных местоимений отдельно недопустимо. Нельзя одно из них поставить перед глаголом, а другое — после глагола, например:

 

¡dámelo!

дай мне это!

 

me lo das

ты мне это даешь

Нельзя сказать: me das lo.

Употребление дополнений и обстоятельств в предложении

Если в предложении выступает несколько дополнений, то обычный порядок слов выражен следующим образом:

подлежащее —› сказуемое —› прямое дополнение —› косвенное дополнение —› обстоятельство

Например:

José escribió una carta a Miguel ayer.

Хосэ написал письмо Михаилу вчера.

но можно также сказать:

Ayer José escribió una carta a Miguel.

Вчера Хосэ написал письмо Михаилу.

или

La carta a Miguel la escribió José ayer.

Письмо Михаилу написал Хосэ вчера.

A Miguel le escribió José una carta ayer.

Михаилу написал Хосэ письмо вчера.

Таким образом, порядок слов зависит от того, что подчеркиваем в данном предложении. Однако следует обратить внимание на группы слов:

подлежащее —› сказуемое —› прямое дополнение

которая, независимо от видоизменения расстановки членов предложения, всегда тесно с собой связана.