Изучаем иврит с нуля!
שִעוּר תְּשִׁיעִי


Урок 9

Множественное число

Притяжательные местоимения

Личные местоимения (им. п.)

Выучите следующие слова:

Перевод Произношение Иврит
много ẋарбэ הַרְבֵּה
много, многие рабим, работ רַבִּים, רַבּוֹת
правильно, верно нахон נָכוֹן
мало мэсат מְעַט
но, однако аваль אֲבָל
я говорю ани омэр אֲנִי אוֹמֵר
я помогаю ани созэр אֲנִי עוֹזֵר
занятый сасук עָסוּק
до сад עַד
ночь ла́йла לַיְלָה ר' לֵילוֹת
вечер сэ́рэв עֶרֶב
я отдыхаю ани нах̣ אֲנִי נָח
суббота, шабат шабат שַבָּת
каждый коль כָּל
всё ẋаколь הַכֹּל
все.., весь, целый коль ẋа... כָּל ה...ַ
я еду ани носэас אֲנִי נוֹסֵעַ
автобус о́тобус אוֹטוֹבּוּס
половина х̣е́ци חֵצִי
пол... х̣аци... חֲצִי
минута дака דַקָה
иногда лиф самим לִפְעָמִים

Дружеская беседа - שִׂיחַת רֵעִים

יֵש לָךְ הַרְבֵּה מְאׂד עֲבוֹדה, גְבֶרֶת רָחֵל.
בַּיִת גָדוֹל. מִשְפָּחָה גְדוֹלָה...
דָוִד:
נָכוֹן. יֵש לׂא מְעַט עֲבוֹדָה, אֲבָל... הַיְלָדִים עוֹזְרִים לִי הַרְבֵּה.
רָחֵל:
וַאֲנִי? אֲנִי לׂא עוֹזֵר?!
מׂשֶה:
גַם מׂשֶה עוֹזֵר... לִפְעָמִים.
רחל:
רָחֵל עֲסוֹקָה כָּל הַיוֹם. מִן הַבּוֹקֶר עַד הָעֶרֶב.
משה:
וּמָתַי אַתּ נָחָה?
דוד:
בְּשַבָּת.
רחל:
בְּשַבָּת בָּאִים אוֹרְחִים. לִפְעָמִים אֲנַחְנוּ הוֹלְכִים לַיָם אוֹ אֶל חֲבֵרִים...
משה:

******

לָמָה אתּה לא אוֹכֵל, דוד?
רחל:
אני אוכל וְשוֹתֶה. תּודה רַבָּה.
דוד:

Klíč

******

סְליחה, מׂשֶה, מָה הַשָעה?
דוד:
שְמוֹנֶה וָרֶבַע.
משה:
שמוֹנֶה וָרבע?! הָאוֹטוֹבּוּס שלי נוֹסֵע בִּשמונה וָחֵצִי.
הָיָה לִי נָעִים מאד. תּודה, וְשלום לְכָל הַמִשפָּחה.
דוד:
משה ורחל: לַיְלה טוֹב, דוד, וּלְהִתְרָאוֹת.

Klíč

Упражнение 1 - Подберите ответы к следующим вопросам:

א. כּן, לִפְעָמִים.
1. מָה אוֹמֵר דוד לְרָחֵל?
ב. מִן הַבּוֹקֶר עַד הָעֶרֶב.
2. מִי עוֹזֵר לְרחל בָּעֲבוֹדה?
ג. בְּשַבָּת, אַחֲרֵי הַצָהֳרַיִם.
3. גַם משה עוזר לָה?
ד. הוֹלְכִים לַיָם אוֹ אֶל חֲבֵרִים.
4. מִמָתַי עַד מָתַי עֲסוּקה רחל?
ה. ״יש לָךְ הַרְבֵּה עֲבוֹדה״.
5. מתי היא נָחה?
ו. בָּשמוֹנֶה וָחֵצי.
6. מה עוֹשִׂים רחל וּמשה בְּשַבָּת?
ז. כָּל הַיְלָדִים.
7. מתי נוֹסֵעַ הָאוֹטוֹבּוּס של משה?

Ключ

Упражнение 2 - Повторите числительные:

3, 1, 6, 5, 4, 7, 2, 9, 8, 10

Ключ

Грамматика

Притяжательные местоимения множественного числа

т.е. «наш», «наша», «ваш», «ваша», «их» выражаются присоединением следующих окончаний к существительному.

наш (м. и ж.)
э́ну
□ֵנוּ
ваш (м.) - ваш (ж.)
хэм - хэн
□ְכֶם ־ ְ□כֶן
их (м.) - их (ж.)
ам - ан
□ָם ־ ָ□ן
наша страна - Подсказкаאַרְצֵנוּ
ваша страна
אַרְצְכֶםПодсказка־אַרְצְכֶןПодсказка
их страна
אַרְצָן־אַרְצָם
наш дядя - דוֹדֵנוּ
ваш дядя
דוֹדְכֶם־דוֹדְכָן
их дядя
דוֹדָם־דוֹדָן

Обратите внимание! Существительные - אָב «отец», и אָח - «брат» с притяжательными окончаниями:

אָחִי   אָבִי
אָחִיךְ   אָחִ֫יךָ   אָבִיךְ   אָבִ֫יךָ
אָחִ֫יהָ   אָחִיו   אָבִ֫יהָ   אָבִיו
אָחִ֫ינוּ   אָבִ֫ינוּ
אֲחִיכֶן   אֲחִיכֶם   אֲבִיכֶן   אֲבִיכֶם
אֲחִיהֶו   אֲחִיהֶם   אֲבִיהֶן   אֲבִיהֶם

Упражнение 3 - Прибавьте притяжательные окончания множественного числа к следующим существительным.

3. זְמַן
2. תַּלְמִיד
1. גַן
6. אַם (אִ־)
5. בַּת (בִּתּ־)
4. אָחוֹת (אֲ־)
9. בַּיִת (בֵּי־)
8. סֵפָר(סִפְ־)
7. שָלוֹם (שְ־)

Ключ

Предлог שֶל с окончаниями множественного числа:

наш (м. и ж.)   שֶלָנוּ
ваш (м.) - ваш (ж.)   שֶלָכֶם ־ שֶלָכֶן
их (м.) - их (ж.)   שֶלָהֶם ־ שֶלָהֶן

Упражнение 4 - Замените существительные с притяжательными окончаниями конструкцией שֶל с соответствующими окончаниями по образцу:

בֵּיתֵנוּ = הַבַּיִת שֶלָנוּ

1. אוֹרְחֵנוּ = הָאוׂרֵחַ
2. חֲבֵרָם = הֶ
3. מְלוֹנְכָם = הַ
4. מוֹרְכֶן = הַ

Ключ

5. שִמְךָ = הַ
6. אָחִיךְ = הָ
7. אֲבִיכֶן = הָ
8. אֲחוֹתָן = הָ

Ключ

Предлог ל с окончаниями множественного числа.

нам (м. + ж.)   לָנוּ
вам (м. мн) - вам (ж. мн)   לָכֶם ־ לָכֶן
им (м.) - им (ж.)   לָהֶם ־ לָהֶן

Примеры:

Хана вам (ж. мн.) много помогает.
חַנָה עוֹזֶרֶת לָכֶן הַרְבֵּה.
Я (м.) говорю им (м.) «Доброе утро».
אני אוֹמֵר לָהֶם ״בּוֹקֶר טוֹב״.
У вас (м. мн.) много работы,
יש לָכֶם חַרְבֵּה עֲבוֹדָה,
но у них (ж.) мало.
אֲבָל לָהֶן Подсказка יש מְעַט.
Нас ждут дома.
מְחַכִּים לָנוּ בַּבַּית Подсказка

כָּל - «всё» с личными окончаниями

все мы (м. + ж.)   Подсказка כֻּלָנוּ
все вы (м.) - все вы (ж.)   כֻּלְכֶם ־ כֻּלְכֶן
все они (м.) - все они (ж.)   כֻּלָם -כֻּלָן

Примеры:

Мы все одна семья.
כֻּלָנוּ מִשְפָּחָה אַחַת.
Вы все (ж.) из Иерусалима?
כֻּלְכֶן מִירוּשָלַיִם?
Они все (м.)Подсказка дома.
כֻּלָם בַּבַּיִת.

Личные местоимения в Именительном падеже

я (м. и ж.)   אֲנִי
мы (м. и ж.)   אֲנַחְנוּ
ты (м.) - ты (ж.)   אַתָּה ־ אַתְּ
вы (м.) - вы (ж.)   אַתֶּם ־ אַתֶּן
он - она   הוּא ־ הִיא
они (м.) - они (ж.)   הֵם ־ הֵן

Примеры: Подсказка

— Р. и Й., где вы?
רָחֵל וְיַעֲקׂב, אֵיפׂה אַתֶּם?
— Мы здесь.
אֲנַחְנוּ כָּאן.
— Где Ц. и Ш.?
אֵיפׂה צִיפִּי וְשִירָה?
— Они дома.
הֵן בַּבַּיִת.
— А где Э. и Й.?
וְאֵיפׂה אֵהוּד וְיָאִיר?
— Они на работе.
הֵם בָּעֲבוֹדָה.
— Девочки, ну, как вы?
מַה שְלוֹמְכֶן, בָּנוֹת?
— Всё у вас в порядке?
אַתֶּן בְּסֵדֶר?

Множественное число существительных и прилагательных

А.

Множественное число большинства существительных мужского рода образуются прибавлением окончания Подсказка ים□ִ - «им» к форме единственного числа, например:

גַן־גַנִים; תַּלְמִיד ־ תַּלְמִידִים; זְמַן ־ זְמַנִים.

Во многих случаях прибавление этого ударного слога вызывает некоторые изменения гласного, как например:

יֶלֶד ־ יְלָדִים; סֵפֶר ־ סְפָרִים; בֵּן ־ בָּנִים; יוֹם ־ יָמִים.

Б.

Множественное число большинства существительных женского рода образуется прибавлением слога וֹת - «от» - к форме единственного числа. При этом, конечная «немая» ה или ת Подсказка отбрасываются, например:

מִשְפָּחָה ־ מִשְפָּחוֹת; עוֹבֶדֶת Подсказка ־ עוֹבְדוֹת; סְטוּדֶנְטִית ־ סְטוּדֶנְטיוֹת.

В этом случае также бывают изменения гласных, например:

יַלְדָה Подсказка ־ יְלָדוֹת; גְבֶרֶת ־ גְבָרוֹת; אוֹרַחַת Подсказка ־ אוֹרְחוֹת.

В.

У многих существительных мужского рода во множественном числе имеется окончание וֹת□, а не ים□ִ, например:

אָב ־ אָבוֹת; מָלוֹן ־ מְלוֹנוֹת.

Г.

У некоторых существительных женского рода окончание множественного числа «ים□ִ», а не «וֹת□», например:

שָנָה ־ שָנִים; מִלָה Подсказка ־ מִלִים; בֵּיצָה Подсказка ־ בֵּיצִים.

Д.

В сочетании с существительным во множественном числе прилагательные тоже принимают форму множественного числа, а именно: окончание ים□ִ, если существительное мужского рода, и окончание וֹת□, если существительное женского рода, например:

многие годы
שָנִים רַבּוֹת
красивые девочки
יְלָדוֹת יָפוֹת
дорогие отели
מְלוֹנוֹת יְקָרִים
хорошие друзья
חֲבֵרִים טוֹבִים

Е.

Некоторые существительные образуют форму множественного числа не по правилу, например:

בַּת־בָּנוׂת; אָחוֹת־אֲחָיוֹת; אֵם־אִמָהוֹת; אִשָה-נָשִים.

Упражнение 5 - Допишите недостающую форму (ед. или мн.ч.).

мн. число ед. число мн. число ед. число
פְּקִידָה חֲבֵרוֹת
תַּלְמִידָה גְבָרוֹת
מוֹרוֹת יָמִים
מְלוֹנוֹת אוֹרְחִים
סְפָרִים שֵמוֹת

Множественное число настоящего времени

Множественное число глаголов настоящего времени также образуется прибавлением окончаний Подсказка ים□ִ и Подсказка וֹת□ к мужскому и женскому роду соответственно. Окончания обоих родов прибавляются к форме единственного числа мужского рода.

Пример спряжения:

Женский род

Мужской род

אנחנו גָרוֹת, רוֹאוֹת, הוֹלְכוֹת
אַתֶּן גרות, רואות, הולכות
הֵן גרות, רואות, הולכות
אֲנַחְנוּ גָרִים, רוֹאִיםПодсказка, הוֹלְכִים
אַתֶּם גרים, רואים, הולכים
הֵם גרים, רואים, הולכים

Упражнение 6 - Проспрягайте глаголы שוֹתֶה, נָח и אוׂכֵל в единственном и во множественном числах.

Ключ

Упражнение 7 - Напишите форму единственного числа следующих слов:

בָּאוֹת אַתָּם קְטַנִים אָבוֹת יְלָדִים .1
עוֹמְדִים הֵן גְדוֹלוֹת אִמָהוֹת לֵילוֹת .2
אוֹכְלוֹת אֲנַחְנוּ נְכוֹנִים נָשִים אוֹרְחִים .3
שוֹתוֹת הֵם עֲסוּקוֹת שָנִים בָּנִים .4
עוֹשִׂים אַתֶּן מְרוּצִים בֵּיצִים בָּתִּים .5

Ключ

Упражнение 8 - Скажите предложение אֲנִי עוֹזֵר לְאִמִי - «Я помогаю [своей] маме» - в форме следующих лиц:

אֲנַחְנוּ, אַתְּ, הֵן, אַתֶּן, הִיא, אַתָּה, אַתֶּם, הֵם, הוּא.

Ключ

Множественное число указательных местоимений

Множественным числом указательных местоимений и указательных прилагательных - זֶה и הַזֶה, являются формы אֵלֶה и הָאֵלֶה для обоих родов, например:

Это - новые дома.
אֵלֶה בָּתִּים חֲדָשים.
Эти дома - новые.
הבתים הָאֵלֶה חֲדָשים.
Это - хорошие учительницы.
אלה מוֹרוֹת טוֹבוֹת.
Эти учительницы - очень хорошие.
המורות האלה טובות מְאׂד.

Упражнение 9 - Напишите следующие предложения в форме множественного числа:

1. זֶה מוֹרֶה חָדָש.
2. יש לי אוֹרַחַת מֵאֲמֶריקה.
3. הדוֹדה שלי בָּאה לְיִשְׂרָאֵל כָּל שָנה.
4. זׂאת פְּקידה טובה.
5. היא לא שוֹתָה תֵּה בִּזמן העבודה.

Ключ

6. הַבַּת שלי סְטוּדֶנְטִית.
7. הבֵּן שלי עוֹבֵד בַּטֶלֶוִיזְיה.
8. הַגְבֶרֶת הזאת אִשה יָפה מאׂד.
9. בַּמָלוֹן הזה יש אוֹרֵחַ אֶחָד מֵאַנְגְלִיָה.
10. בַּבַּיִת הזה גרה מִשפּחה אַחַת.

Ключ

Упражнение 10 - Данные предложения в мужском роде прочитайте сначала в женском роде единственного числа, а затем во множественном числе - в мужском и женском роде.

1. אני עובֵד עַד שלוש וָחֵצי.
2. אני בָּא הַבַּיְתָה בְּאַרְבַּע וָרֶבַע.
3. אני אוכֵל עוּגָה וְשוֹתֶה קָפה.
4. אני עוֹזֵר בַּבַּית.

Ключ

5. בָּעֶרֶב אני קוֹרֵאПодсказка סֵפֶר.
6. לִפְעָמִים אני הולך אֶל חָבֵר שלי.
7. בּשבּת אני נָח.
8. לפעמים בָּא חָבֵר אל בֵּיתי.

Ключ

Упражнение 11 - Прочитайте следующий разговор:

Случайная встреча - פְּגִישָה בָּרְחוֹב

בָּרוּךְ: שלום, יַעֲקׂב, לא רָאִיתִי אוֹתְךָПодсказка מִזמן. מה שְלומךָ?
יַעֲקׂב: תּודה, טוב מאׂד.
בּרוך: וּמה שלום המשפּחה?
יעקב: תּודה רַבָּה. כֻּלָם בְּסֵדֶר.
בּרוך: מי הַיַלדה הַיפה הזאת?
יעקב: זאת בּת אֲחוֹתי.
בּרוך: שלום, ילדה. מה שְמֵךְ?
יעקב: עֲנָת.
בּרוך: בּת כּמה אַתּ, ענת?
יעקב: בּת חָמש וָרבע.
בּרוך: כָּל הַכָּבוֹד! ילדה גדולה! גם אבּא ואמא כּאן?
יעקב: לא, הם בַּבַּיִת, בְּרָמַת גַן הם בּאים מָחָר בַּבּוֹקֶר.

Klíč

Упражнение 12 - Выберите подходящее слово и переведите на русский язык следующие предложения.

1. שְלוֹשיםПодсказка דַקוֹת הן שעה

2. ה שָׂרָה מוֹרה טובה

3. אני הַרְבֵּה קָפֶה

4. בּת טובה לְאִמא שלה

5. חֲבֵרי מן הבּוקר עַד הערב

Ключ

6. אנחנו בּאוֹטוֹבּוס לְחֵיפה

7. מׂשֶה כָּל בּוֹקר לָעבודה

8. לַמוֹרה שלי יש תּלמידים

9. אני עובד הַרְבֵּה בּשבּת אני נח

10. אנחנו לָאוֹרחִים ״בְּרוּכִים הַבָּאִים״

Ключ

А теперь составьте предложения со словами, которые вы не выбрали.

Упражнение 13 - Скажите на иврите.

1. Который час? - Половина шестого (5.30). 2. Вы (мн.ч.) заняты завтра вечером? 3. Простите, вы знаете, где остановка автобуса? [Где останавливается автобус]. 4. Мы едем наПодсказка работу наПодсказка автобусе. Ключ
5. Сколько у Вас на это уходит времени? - [Сколько времени вы едете?] - 25 минут, полчаса. 6. Вечером [есть] много автобусов. 7. А ночью мало. Ключ
8. По субботамПодсказка автобусов нет. 9. Мы здесь давно стоим [много времени]. 10. У тебя (м.р.) много друзей; у меня - мало. Ключ
11. Иногда я навещаю друга [иду к другу]. 12. Иногда ко мне приходит друг. 13. Мы все хорошие друзья. 14. Сегодня вечером вы все мои гости. Ключ

Письмо

Буквы: ע ס ך כ ט
Пишутся так:

Упражнение 14 - Прочитайте следующие слова. Запоминать их не обязательно.

он лежал роса
он поехал, ездил народ
он закрыл город
он пробовал как?
он продал так

Ключ

Упражнение 15 - Проверьте, как вы читали. Ниже следуют (в другом порядке) слова упражнения 14.

насас, ках, т̣ал, т̣асам, 'эих, шахав, сам, сагар, сир, махар.

Напишите эти слова на иврите и сравните результат со словами упр. 14.

Упражнение 16 - Следующие слова вы встречали в упражнении 1 уроке 4. Узнайте их и найдите их значения в разделе «Транскрипция и перевод».

Упражнение 17 - Перепишите письменными буквами упражнение 2 урока 4.