Изучаем иврит с нуля! |
Урок 9
Множественное число
Притяжательные местоимения
Личные местоимения (им. п.)
Выучите следующие слова:
| Перевод | Произношение | Иврит |
| много | ẋарбэ | הַרְבֵּה |
| много, многие | рабим, работ | רַבִּים, רַבּוֹת |
| правильно, верно | нахон | נָכוֹן |
| мало | мэсат | מְעַט |
| но, однако | аваль | אֲבָל |
| я говорю | ани омэр | אֲנִי אוֹמֵר |
| я помогаю | ани созэр | אֲנִי עוֹזֵר |
| занятый | сасук | עָסוּק |
| до | сад | עַד |
| ночь | ла́йла | לַיְלָה ר' לֵילוֹת |
| вечер | сэ́рэв | עֶרֶב |
| я отдыхаю | ани нах̣ | אֲנִי נָח |
| суббота, шабат | шабат | שַבָּת |
| каждый | коль | כָּל |
| всё | ẋаколь | הַכֹּל |
| все.., весь, целый | коль ẋа... | כָּל ה...ַ |
| я еду | ани носэас | אֲנִי נוֹסֵעַ |
| автобус | о́тобус | אוֹטוֹבּוּס |
| половина | х̣е́ци | חֵצִי |
| пол... | х̣аци... | חֲצִי |
| минута | дака | דַקָה |
| иногда | лиф самим | לִפְעָמִים |
Дружеская беседа - שִׂיחַת רֵעִים
בַּיִת גָדוֹל. מִשְפָּחָה גְדוֹלָה...

******

******
הָיָה לִי נָעִים מאד. תּודה, וְשלום לְכָל הַמִשפָּחה.

Упражнение 1 - Подберите ответы к следующим вопросам:

Упражнение 2 - Повторите числительные:
3, 1, 6, 5, 4, 7, 2, 9, 8, 10

Грамматика
Притяжательные местоимения множественного числа
т.е. «наш», «наша», «ваш», «ваша», «их» выражаются присоединением следующих окончаний к существительному.
אַרְצֵנוּ
־אַרְצְכֶן
Обратите внимание! Существительные - אָב «отец», и אָח - «брат» с притяжательными окончаниями:
| אָחִי | אָבִי | |||||
| אָחִיךְ | אָחִ֫יךָ | אָבִיךְ | אָבִ֫יךָ | |||
| אָחִ֫יהָ | אָחִיו | אָבִ֫יהָ | אָבִיו | |||
| אָחִ֫ינוּ | אָבִ֫ינוּ | |||||
| אֲחִיכֶן | אֲחִיכֶם | אֲבִיכֶן | אֲבִיכֶם | |||
| אֲחִיהֶו | אֲחִיהֶם | אֲבִיהֶן | אֲבִיהֶם | |||
Упражнение 3 - Прибавьте притяжательные окончания множественного числа к следующим существительным.

Предлог שֶל с окончаниями множественного числа:
| наш (м. и ж.) | שֶלָנוּ | |
| ваш (м.) - ваш (ж.) | שֶלָכֶם ־ שֶלָכֶן | |
| их (м.) - их (ж.) | שֶלָהֶם ־ שֶלָהֶן |
Упражнение 4 - Замените существительные с притяжательными окончаниями конструкцией שֶל с соответствующими окончаниями по образцу:
בֵּיתֵנוּ = הַבַּיִת שֶלָנוּ
1. אוֹרְחֵנוּ = הָאוׂרֵחַ
2. חֲבֵרָם = הֶ
3. מְלוֹנְכָם = הַ
4. מוֹרְכֶן = הַ

5. שִמְךָ = הַ
6. אָחִיךְ = הָ
7. אֲבִיכֶן = הָ
8. אֲחוֹתָן = הָ

Предлог ל с окончаниями множественного числа.
| нам (м. + ж.) | לָנוּ | |
| вам (м. мн) - вам (ж. мн) | לָכֶם ־ לָכֶן | |
| им (м.) - им (ж.) | לָהֶם ־ לָהֶן |
Примеры:
יש מְעַט.
כָּל - «всё» с личными окончаниями
| все мы (м. + ж.) | כֻּלָנוּ |
|
| все вы (м.) - все вы (ж.) | כֻּלְכֶם ־ כֻּלְכֶן | |
| все они (м.) - все они (ж.) | כֻּלָם -כֻּלָן |
Примеры:
дома.Личные местоимения в Именительном падеже
| я (м. и ж.) | אֲנִי | |
| мы (м. и ж.) | אֲנַחְנוּ | |
| ты (м.) - ты (ж.) | אַתָּה ־ אַתְּ | |
| вы (м.) - вы (ж.) | אַתֶּם ־ אַתֶּן | |
| он - она | הוּא ־ הִיא | |
| они (м.) - они (ж.) | הֵם ־ הֵן |
Примеры: 
Множественное число существительных и прилагательных
А.
Множественное число большинства существительных мужского рода образуются прибавлением окончания
ים□ִ - «им» к форме единственного числа, например:
גַן־גַנִים; תַּלְמִיד ־ תַּלְמִידִים; זְמַן ־ זְמַנִים.
Во многих случаях прибавление этого ударного слога вызывает некоторые изменения гласного, как например:
יֶלֶד ־ יְלָדִים; סֵפֶר ־ סְפָרִים; בֵּן ־ בָּנִים; יוֹם ־ יָמִים.
Б.
Множественное число большинства существительных женского рода образуется прибавлением слога וֹת - «от» - к форме единственного числа. При этом, конечная «немая» ה или ת
отбрасываются, например:
מִשְפָּחָה ־ מִשְפָּחוֹת; עוֹבֶדֶת
־ עוֹבְדוֹת; סְטוּדֶנְטִית ־ סְטוּדֶנְטיוֹת.
В этом случае также бывают изменения гласных, например:
יַלְדָה
־ יְלָדוֹת; גְבֶרֶת ־ גְבָרוֹת; אוֹרַחַת
־ אוֹרְחוֹת.
В.
У многих существительных мужского рода во множественном числе имеется окончание וֹת□, а не ים□ִ, например:
אָב ־ אָבוֹת; מָלוֹן ־ מְלוֹנוֹת.
Г.
У некоторых существительных женского рода окончание множественного числа «ים□ִ», а не «וֹת□», например:
שָנָה ־ שָנִים; מִלָה
־ מִלִים; בֵּיצָה
־ בֵּיצִים.
Д.
В сочетании с существительным во множественном числе прилагательные тоже принимают форму множественного числа, а именно: окончание ים□ִ, если существительное мужского рода, и окончание וֹת□, если существительное женского рода, например:
Е.
Некоторые существительные образуют форму множественного числа не по правилу, например:
בַּת־בָּנוׂת; אָחוֹת־אֲחָיוֹת; אֵם־אִמָהוֹת; אִשָה-נָשִים.
Упражнение 5 - Допишите недостающую форму (ед. или мн.ч.).
| мн. число | ед. число | мн. число | ед. число |
| פְּקִידָה | חֲבֵרוֹת | ||
| תַּלְמִידָה | גְבָרוֹת | ||
| מוֹרוֹת | יָמִים | ||
| מְלוֹנוֹת | אוֹרְחִים | ||
| סְפָרִים | שֵמוֹת |
Множественное число настоящего времени
Множественное число глаголов настоящего времени также образуется прибавлением окончаний
ים□ִ и
וֹת□ к мужскому и женскому роду соответственно. Окончания обоих родов прибавляются к форме единственного числа мужского рода.
Пример спряжения:
Женский род
Мужской род
אַתֶּן גרות, רואות, הולכות
הֵן גרות, רואות, הולכות
, הוֹלְכִיםאַתֶּם גרים, רואים, הולכים
הֵם גרים, רואים, הולכים
Упражнение 6 - Проспрягайте глаголы שוֹתֶה, נָח и אוׂכֵל в единственном и во множественном числах.

Упражнение 7 - Напишите форму единственного числа следующих слов:
| בָּאוֹת | אַתָּם | קְטַנִים | אָבוֹת | יְלָדִים | .1 |
| עוֹמְדִים | הֵן | גְדוֹלוֹת | אִמָהוֹת | לֵילוֹת | .2 |
| אוֹכְלוֹת | אֲנַחְנוּ | נְכוֹנִים | נָשִים | אוֹרְחִים | .3 |
| שוֹתוֹת | הֵם | עֲסוּקוֹת | שָנִים | בָּנִים | .4 |
| עוֹשִׂים | אַתֶּן | מְרוּצִים | בֵּיצִים | בָּתִּים | .5 |

Упражнение 8 - Скажите предложение אֲנִי עוֹזֵר לְאִמִי - «Я помогаю [своей] маме» - в форме следующих лиц:
אֲנַחְנוּ, אַתְּ, הֵן, אַתֶּן, הִיא, אַתָּה, אַתֶּם, הֵם, הוּא.

Множественное число указательных местоимений
Множественным числом указательных местоимений и указательных прилагательных - זֶה и הַזֶה, являются формы אֵלֶה и הָאֵלֶה для обоих родов, например:
Упражнение 9 - Напишите следующие предложения в форме множественного числа:


Упражнение 10 - Данные предложения в мужском роде прочитайте сначала в женском роде единственного числа, а затем во множественном числе - в мужском и женском роде.

סֵפֶר.
Упражнение 11 - Прочитайте следующий разговор:
Случайная встреча - פְּגִישָה בָּרְחוֹב
בָּרוּךְ: שלום, יַעֲקׂב, לא רָאִיתִי אוֹתְךָ
מִזמן. מה שְלומךָ?
יַעֲקׂב: תּודה, טוב מאׂד.
בּרוך: וּמה שלום המשפּחה?
יעקב: תּודה רַבָּה. כֻּלָם בְּסֵדֶר.
בּרוך: מי הַיַלדה הַיפה הזאת?
יעקב: זאת בּת אֲחוֹתי.
בּרוך: שלום, ילדה. מה שְמֵךְ?
יעקב: עֲנָת.
בּרוך: בּת כּמה אַתּ, ענת?
יעקב: בּת חָמש וָרבע.
בּרוך: כָּל הַכָּבוֹד! ילדה גדולה! גם אבּא ואמא כּאן?
יעקב: לא, הם בַּבַּיִת, בְּרָמַת גַן הם בּאים מָחָר בַּבּוֹקֶר.

Упражнение 12 - Выберите подходящее слово и переведите на русский язык следующие предложения.

А теперь составьте предложения со словами, которые вы не выбрали.
Упражнение 13 - Скажите на иврите.
1. Который час? - Половина шестого (5.30). 2. Вы (мн.ч.) заняты завтра вечером? 3. Простите, вы знаете, где остановка автобуса? [Где останавливается автобус]. 4. Мы едем на
работу на
автобусе.

5. Сколько у Вас на это уходит времени? - [Сколько времени вы едете?] - 25 минут, полчаса. 6. Вечером [есть] много автобусов. 7. А ночью мало.

8. По субботам
автобусов нет. 9. Мы здесь давно стоим [много времени]. 10. У тебя (м.р.) много друзей; у меня - мало.

11. Иногда я навещаю друга [иду к другу]. 12. Иногда ко мне приходит друг. 13. Мы все хорошие друзья. 14. Сегодня вечером вы все мои гости.

Письмо
| Буквы: | ע | ס | ך | כ | ט |
| Пишутся так: | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Упражнение 14 - Прочитайте следующие слова. Запоминать их не обязательно.
| он лежал | ![]() |
роса | ![]() |
| он поехал, ездил | народ | ||
| он закрыл | город | ||
| он пробовал | как? | ||
| он продал | так |

Упражнение 15 - Проверьте, как вы читали. Ниже следуют (в другом порядке) слова упражнения 14.
насас, ках, т̣ал, т̣асам, 'эих, шахав, сам, сагар, сир, махар.
Напишите эти слова на иврите и сравните результат со словами упр. 14.
Упражнение 16 - Следующие слова вы встречали в упражнении 1 уроке 4. Узнайте их и найдите их значения в разделе «Транскрипция и перевод».

Упражнение 17 - Перепишите письменными буквами упражнение 2 урока 4.






