Изучаем иврит с нуля! |
Урок 10
Корень глагола. Неопределённая форма
Выучите следующие слова:
Перевод | Произношение | Иврит |
я слышу, я слушаю (м.) | ани шомэас | אֲנִי שוׂמֵעַ |
слышать, слушать | лишмоас | לִשְמוׂעַ |
я был, была | ẋайи́ти | הָיִיתִי |
ты (м.) был | ẋайи́та | הָיִיתָ |
они были | ẋайу | הָיוּ |
страна | э́рэц (ж.) | אֶרֶץ ר' אֲרָצוׂת |
там | шам | שָם |
месяц | х̣о́дэш | חֹדֶשׁ, חוׂדֶשׁ |
месяцы | х̣одашим | חֳדָשִים, חוׂדָשִים |
конечно | бэ-вадай | בְּוַדַאי |
без | бли | בְּלִי |
я (м.) возвращаюсь | ани х̣озэр | אֲנִי חוׂזֵר |
он вернулся | х̣азар | חָזַר |
ты (м.) вернулся | х̣аза́рта | חָזַרְתָּ |
вы (м. мн.) вернулись | х̣азартэм | חֲזַתֶּם |
перед, тому назад, до | лифнэй | לִפְנֵי |
неделя | шаву́ас | שָבוּעַ ר' שָבוּעוׂת |
неделю назад | лифнэй шаву́ас | לִפְנֵי שָבוּעַ |
надо, нужно, следует | царих | צָרִיךְ |
мне нужно (м.), я должен | ани царих | אֲנִי צָרִיךְ |
я хочу, я желаю (м.) | ани роцэ | אֲנִי רוׂצֶה |
новости | х̣адашот | חֲדָשוׂת |
готовый, приготовленный | мухан | מוּכָן |
прийти, приехать | лаво | לָבוׂא |
вечер пятницы, канун шабата | э́рэв шабат | עֶרֶב שַבָּת |
(передай) привет | дришат шалом лэ... | דְרִישַת שָלוׂם לְ... |
я читаю | ани корэ | אֲנִי קוׂרֵא |
я зову | ани корэ лэ... | אֲנִי קוׂרֵא ל... |
Телефонный звонок - מׂשֶה מְטַלְפֵן אֶל חֲבֵרוׂ דוׂרוׂן
אבּא, טֶלֶפוׂן!
אַתֶּם מוּכָנים לָבוׂא אֵלֵינוּ בְּעֶרֶב שַבָּת?
Упражнение 1 - Подберите ответы к следующим вопросам:
Упражнение 2 - Выберите подходящее слово и переведите следующие предложения.
А теперь составьте свои предложения со словами, которые вы не выбрали.
Упражнение 3 - Найдите в списке слов нужные значения и переведите на иврит следующие предложения:
1. Это маленькая страна. 2. Эта страна маленькая, но очень красивая. 3. (Передай) привет твоей (ж.) матери. 4. Там есть новая гостиница. 5. Вы (ж. мн.ч.) готовы? - Конечно. 6. Моя жена пьет чай без сахара. 7. Перед моим домом стоит автобус.
8. Моя дочь возвращается домой в 7.30. 9. В пятницу вечером мы дома. 10. Мы слушаем классическую музыку . 11. Каждое утро я иду на работу. 12. Моя жена работает дома целый день. 13. Мы все хорошие ученики. 14. Это всё.
Корень глагола — שוֹרֶש
Формы глаголов образуются из корней, состоящих в основном из трёх согласных. Таким образом, например:
Форма אֲנִי חוׂזֵר образована из корня חזר
Форма אני לוׂמֵד образована из корня למד
Форма אני עוׂמֵד образована из корня עמד
Эти три согласные корня в грамматике иврита обозначаются буквами פּ׳ ע׳ и ל׳ (пэй, са́йин, ла́мэд). Для удобства, в этих уроках иврита мы их обозначим: П (= первая), В (= вторая), Т (= третья).
От этих трёх согласных зависит значение глагола. Такие категории, как время, лицо, число, род, порода и т.д. образуются с помощью гласных, а также префиксами и суффиксами, например:
Гласный וֹ после первого согласного и гласный □ֵ после второго, образуют настоящее время одной породы глаголов, известной как порода פָּעַל - ПаВаТ. Мы, поэтому можем сказать, что моделью настоящего времени единственного числа правильных глаголов является форма פּוֹעֵל - ПоВэт.
Правильные глаголы - это такие, в которых три корневые согласные остаются неизменными во всех формах.
В неправильных глаголах в некоторых формах один из корневых согласных или изменяется, или выпадает, или «поглощается» следующим согласным.
Упражнение 4 - От следующих корней образуйте формы настоящего времени, единственного и множественного числа, мужского и женского рода. Запоминать эти глаголы не обязательно.
Значение | Настоящее время | Корень |
я закрываю | אֲנִי | סגר |
ты (ж.) бросаешь | אַתְּ | זרק |
вы (м. мн.ч.) связываете | אַתֶּם | קשר |
они (ж.) заканчивают | הֵן | גמר |
Корни с «Т» ה (третий согласный - немая ה)
Когда третий согласный корня - немая ה, гласный после второго - □ֶ ( а не □ֵ ), как например:
Корни с «В» א, ע, ה, ח (второй согласный - один из этих букв).
Когда «В» один из этих согласных, они произносятся в настоящем времени с кратким согласным «А» ( □ֲ ), а не со «шва» (как у правильных глаголов). Сравните:
«В» со «шва» ( □ְ ) | |||
вы (м. мн.) бросаете | אתּם זורְקים | .1 | |
мы (ж.) закрываем | אנחנו סוגְרוׂת | .2 | |
вы (ж. мн.) связываете | אתּן קושְרות | .3 | |
они (м.) заканчивают | הם גומְרים | .4 |
«В» с ( □ֲ ) | |||
вы (м. мн.) спрашиваете | אתּם שואֲלים | .1 | |
мы (ж.) закрываем | אנחנו נועֲלות | .2 | |
вы (ж. мн.) ведёте машину | אתּן נוהֲגות | .3 | |
они (м.) выбирают | הם בּוחֲרים | .4 |
Сравните: | מְ/חֲ | .4 | שְ/הֲ | .3 | גְ/עֲ | .2 | רְ/אֲ | .1 |
Неопределённая форма (инфинитив)
Основной формой инфинитива правильных глаголов породы פָּעַל = ПаВаТ является форма לִפְעוֹל - лиПВоТ, т.е.:
префикс לִ + «П» без гласного + «В» с гласным о + «Т», например:
Корни с «Т» ה (третья буква - немая ה).
Когда последняя буква корня - немая ה, в неопределённой форме она превращается в ת, например:
Корни с «П» - ה, ח, ע и א
Начальные корневые буквы ה, ח, ע произносятся в инфинитиве не со «шва», а с кратким гласным «А» ( □ֲ ), а корневая א - получает гласный «Э» (אֱ). Под влиянием этих гласных префикс инфинитива произносится לַ или לֶ (вместо לְ), как например:
Обратите внимание и запомните следующие инфинитивы:
Упражнение 5 - Из данных корней образуйте инфинитивы и закончите предложения.
Упражнение 6 - Прочитайте следующий разговор.
Упражнение 7 - Напишите соответствующие формы настоящего времени.
1. לַעֲמוֹד ־ אני
2. לָגוּר ־ אתּם
3. לָבוֹא ־ הן
4. לִשאוׂל ־ אתּן
5. לִשמוֹע ־ הם
6. לָלֶכֶת ־ אתּה
7. לַעֲשׂוֹת ־ היא
8. לָדַעַת ־ אנחנו
9. לַמֲזוֹר ־ אתּ
10. לוֹמַר ־ היא
Упражнение 8 - С помощью слов רוצה, צריך, מוכן преобразуйте форму настоящего времени в инфинитив, например:
אני הולכת הַבַּיְתָה — אני רוצָה לָלֶכֶת הביתה
Числительные 1 10 - в сочетании с существительными мужского рода:
שְלוֹשָה | .3 | ...שְנַיִם, שְנֵי | .2 | אֶחָד | .1 |
שִישָה | .6 | חֲמִישָה | .5 | אַרְבָּעָה | .4 |
תִּשְעָה | .9 | שְמוֹנָה | .8 | שִבְעָה | .7 |
עֲשָרָה | .10 |
Обратите внимание:
А.
Числительное אֶחָד всегда стоит после существительного мужского рода, т.е. סֵפֶר אֶחָד - «одна книга»; другие числительные стоят перед существительным, например:
10 дней - עֲשָׂרָה יָמִים
три книги - שְלוֹשָה סְפָרִים
Б.
Перед существительным, форма שְנַיִם становится שְנֵי, например:
два друга - שְנֵי חֲבֵרִים
В.
Род существительного в ед. числе, но не суффикс множественного числа (ים□ִ или וֹת□) определяет, какую форму числительного — мужского или женского рода — следует употребить. Таким образом, форма множественного числа может оканчиваться на וֹת□, но требует числительное мужского рода, или может оканчиваться на ים□ִ , но требует числительное женского рода, например:
Упражнение 9 - Прочитайте числительные в скобках с соответствующей формой существительного.
(6) אִשה | .3 | (2) בַּת | .2 | (2) בֵּן | .1 |
(4) שָבוּעַ | .6 | (8) בַּיִת | .5 | (1) שֵם | .4 |
(9) שָנה | .9 | (7) אֶרֶץ | .8 | (5) חָבֵר | .7 |
(1) אוֹרַחַת | .10 |
Упражнение 10 - Скажите на иврите:
1. Вы (м.р. мн.ч.) должны встать до семи. 2. Мы (ж.р.) готовы помочь вам (ж.р. мн.ч.). 3. Ты (ж.р.) хочешь пойти к нашему другу Йосефу? 4. Я готов выпить чаю. 5. Моя сестра хочет учиться в Еврейском университете.
6. Вы (м.р. мн.ч.) должны быть дома в 6.30. 7. Они хотят поехать в Эйлат. 8. Каждая [одна] из девушек хочет увидеть её друзей. 9. Мой новый друг хочет прийти ко мне. 10. Нам нужен хороший учитель, чтобы учить иврит.
Письмо
Буквы: | שׂ | ץ | צ | ף | פּ |
Пишутся так: |
Упражнение 11 - Прочитайте следующие слова. Запоминать их не обязательно.
он сжёг | бык | ||
он прыгнул | олень | ||
он открыл | ягнёнок | ||
он покрасил | обезьяна | ||
он радовался | ястреб |
Упражнение 12 - Проверьте, как вы прочитали. В упражнении 11 даны следующие слова, но в другом порядке.
цви, самах̣ , нэц, сараф, кафац, коф, сэ, патах̣ , пар, цавас
Напишите эти слова на иврите и сравните результат со списком слов упражнения 11.
Упражнение 13 - Следующие слова вы встречали в упражнении 1 уроке 5. Узнайте их и найдите их значения в разделе «Транскрипция и перевод».
Упражнение 14 - Перепишите письменными буквами упражнение 2 урока 5.