Изучаем иврит с нуля! |
Урок 8
Притяжательные местоимения ед. ч.
Предлог принадлежности. Предлоги - «к», «в», «на».
Указательные местоимения и прилагательные
Выучите следующие слова:
Перевод | Произношение | Иврит |
входи, заходи | тиканэс | תִּכָּנֵס |
у нас есть (мы имеем) | йэш ла́ану | יֵש לָנוּ |
у вас (мн.ч. м.р.) есть | йэш лахэм | יֵש לָכֶם |
гость, посетитель | орэ́ах̣ , мн.ч. - орх̣им | אוֹרֵחַ ר׳ אוֹרְחִים |
рад вас видеть | брух̣им ẋа-нимцаим | בְּרוּכים הַנִמְצָאִים |
большой | гадоль | גָדוֹל |
вот, здесь | ẋинэ | הִנֵה |
маленький | катан | קָטָן |
молодец! браво! | кол ẋа-кавод! | כָּל הַכָּבוֹד! |
семья | мишпах̣а | מִשְפָּחָה |
красивый | йафэ | יָפֶה |
почему? зачем? | ла́ма | לָמָה |
я стою (м.р.) | ани сомэд | אֲנִי עוֹמֵד |
садись (к м.р.) | шэв | שֵב |
чай | тэй | תֵּה |
куда? | лэан? | לְאָן? |
я даю | ани нотэн | אֲנִי נוֹתֵן |
он приходит, приезжает он пришел, приехал |
ẋу ба | הוּא בָּא |
мальчик, ребёнок | йэ́лэд, мн.ч. йэладим | יֶלֶד ר' יְלָדִים |
ученик, студент | тальмид | תַּלְמִיד |
друг | х̣авер, мн.ч. х̣аверим | חָבֵר ר' חֲבֵרִים |
книга | сэ́фэр, мн.ч. сфарим | סֵפֶר ר' סְפָרִים |
Визит - בִּקוּר
Упражнение 1 - Выберите правильный ответ:
Упражнение 2 - Вставьте недостающие формы (муж. или жен. род.)
жен.р. | муж.р. | жен.р. | муж.р. |
אָח | גְדוֹלה | ||
תַּלמיד | קְטַנה | ||
אוֹרַחַת | יָפה | ||
פָּקִיד | מְרוּצה | ||
מוֹרֶה | נְשׂוּאה | ||
עוֹבֶדֶת | יְקָרה |
Грамматика
Притяжательные местоимения единственного числа
т.е. «мой», «моя», «твой», «твоя», «его», «её».
Они выражаются в иврите путем прибавления к существительному следующих окончаний:
мой, моя «и» י ִ□
Например:
Под влиянием этих суффиксов гласные в слове часто изменяются.
Например: בַּיִת (дом) и סֵפֶר (книга) перед притяжательными суффиксами имеют форму בֵּית־ и סִפְר־:
בֵּיתָה | בֵּיתוֹ | בֵּיתֵךְ | בֵּיתְךָ | בֵּיתִי |
סִפְרָה | סִפְרוֹ | סִפְרֵךְ | סִפְרְךָ | סִפְרִי |
Упражнение 3 - Прибавьте к данным существительным притяжательные суффиксы: (в пяти словах, как показано в скобках, меняются гласные):
גַן, תַּלְמִיד, אָחוֹת (אֲ־), בַּת (בִּתּ־), חָבֵר (חֲ־), שָלוֹם (שְ־), שֵם (שְ־)
Упражнение 4 - Скажите на иврите:
1. Его дочь. 2. Её сестра. 3. Твой (м.) ученик. 4. Мой друг. 5. Твой (ж.) сад. 6. Его время. 7. Твоё (ж.) имя. 8. Её книга. 9. Моя книга.
Предлог принадлежности שֶל.
Притяжательные суффиксы могут быть прибавлены не только непосредственно к существительным, но также к предлогу שֶל (почти не используется в разговорной речи, но используется в формальной речи, литературе, поэзии и с определенными существительными), например:
мой сад - גַנִי = הַגַן שֶלִי
«שֶל» с личными окончаниями принимает следующие формы:
Для большинства случаев приемлемы оба метода. В литературном языке преобладает «прямой метод», (т.е. סִפְרִי), но пока рекомендуется употребление שֶל.
Многие слова всегда принимают притяжательные окончания непосредственно, как например:
מַה שְלוֹמְךָ? שְלוֹמִי טוֹב, שָלוֹם, אֲדוֹנִי, בּוֹקֶר טוֹב, גְבִרְתִּי.
Упражнение 5 - Преобразуйте существительные с притяжательным окончанием в форму שֶל с соответственным окончанием.
1. שִמְךָ =
2. בִּתָּה =
3. סִפְרֵךְ =
4. חֲבֵרוֹ =
5. מוֹרִי =
6. הגן שלוֹ =
7. הָאחוֹת שלךָ =
8. התּלמיד שלָךְ =
9. הבַּית שלי =
10. הָאֵם שלה =
Предлог (ל (לְ, לִ - לַ, לָ - «к», «в», «на».
Этот предлог обозначает направление, а также дательный падеж.
Например:
К предлогу ל прибавляются те же окончания, что и к предлогу שֶל, а именно:
мне (м. и ж.) | לִי | |
тебе (м.) - тебе (ж.) | לְךָ ־ לָךְ | |
ему - ей | לוֹ ־ לָה |
Примеры:
Упражнение 6 - Скажите на иврите.
1. Я даю мальчику двадцать шекелей. 2. Учитель дает ученику новую книгу. 3. Я даю гостю кофе. 4. Господин Ко́ẋэн даёт моему дяде работу в его гостинице. 5. Я еду в Х̣айфу.
6. Куда ты идёшь? На работу. 7. Моя дочь идёт сегодня в театр . 8. Моя жена идёт на рынок . 9. Студент приходит утром в университет. 10. Мой учитель едет в Иерусалим.
Слова יֵש и אֵין
יֵש — означает «есть».
אֵין — означает «нет» (не имеется).
Примеры:
Слово יֵש после существительного с предлогом «ל» означает: «У (данного существительного) есть ...», т.е.: «Данное существительное имеет ...», например:
Слово אֵין после существительного с предлогом «ל» означает «У данного существительного нет ...», «Данное существительное не имеет ...», например:
В конструкциях יֵש/אֵין с личными местоимениями (у меня, у тебя и т.д. есть / нет), к предлогу ל прибавляется личное окончание. В этом случае יֵש/אֵין стоят перед предлогом, например:
Упражнение 7 - Скажите на иврите:
1. У меня нет времени. 2. У него одна дочь. 3. У тебя (м.) есть брат? 4. У тебя (ж.) хороший учитель. 5. У неё маленькая сестра. 6. У меня нет сестры.
Указательные местоимения זֶה и זׂאת - «это».
זֶה - указывает на существительное мужского рода.
זׂאת - указывает на существительное женского рода.
Например:
Указательные прилагательные הַזֶה и הַזׂאת - «этот» и «эта».
הַזֶה - относится к существительным мужского рода, а
הַזׂאת - к существительным женского рода.
Они следуют за существительным с определённым артиклем הַ, напр.:
Упражнение 8 - Вставьте זֶה/הַזֶה или זׂאת/הַזׂאת
1. יַלְדָה טובה.
2. המָלון יָקָר.
3. המשפּחה גרה בַּבּיִת .
4. התֵּה טוב מאוד.
5. תּה טוב מאד.
6. אִשָה נְשׂוּאה.
7. חֲבֵרי רַן.
8. הָעבודה נְעימה מאוד
9. הָאָדוׂן מֵרוּסיה ו מִיִשׂרָאֵל.
Упражнение 9 - Скажите на иврите:
1. У нас [есть] гость. 2. Пожалуйста, входите! 3. Добро пожаловать! - Спасибо. 4. У вас красивый дом. 5. Он очень большой.
6. Семья тоже большая. 7. Молодец! 8. Это мой маленький сын. 9. Ему десять лет. 10. Красивый мальчик! - И также хороший ученик.
11. Садитесь, пожалуйста! 12. Почему ты не пьёшь (свой чай)? 13. Почему ты стоишь? 14. Я ухожу. 15. Куда? 16. Домой. В семь часов приходит мой друг.
Письмо
Буквы: | ר | ק | פ | ד | ג | ב |
Пишутся так: |
Упражнение 10 - Прочитайте следующие слова. Запоминать их не обязательно.
он сломал | долг | ||
он сказал | возраст | ||
он сшил | кровь | ||
он упал | солома | ||
он вырос | раббин |
Упражнение 11 - Проверьте свое чтение.
В упражнении 10 вы читали следующие слова (в другом порядке):
нафал, х̣ов, шавар, к̣аш, ׳амар, гил, тафар, дам, гадал, рав.
Напишите эти слова на иврите письменными буквами и сравните результат со списком слов в упражнении 10.
Упражнение 12 - Следующие слова вы встречали в уроке 3, упр. 1.
Узнайте их и найдите их значения в разделе «Произношение и перевод».
Упражнение 13 - Перепишите письменными буквами упражнение 2 урока 3.