Изучаем арабский язык с нуля! |
Урок 7
Указательные местоимения
Указательные местоимения هَذَا (этот) и هَذِهِ (эта) произносятся с долгим гласным [а̄] в первом слоге, хотя долгота и не обозначается алифом (в тщательной огласовке эту долготу обозначают постановкой знака огласовки [а] не наклонно, а вертикально):
эта [hа̄з̱иhи] هَذِهِ
Оба эти местоимения могут выступать в роли подлежащего в именных (безглагольных) предложениях типа:
Это — диван. | هَذَا دِيوَانٌ |
Это — костюм. | هَذِهِ بَدْلَةٌ |
Это — редкая роза. | هَذِهِ وَرْدَةٌ نَادِرَةٌ |
В этих предложениях сказуемым является существительное, а подлежащее, выраженное указательным местоимением, согласуется в роде со сказуемым (в отличие от русского языка, где указательное местоимение, будучи подлежащим, выступает всегда в форме среднего рода, независимо от рода и даже числа сказуемого: это — диван; это — роза; это — молоко; это — книги и т.д.
Упражнение 1. Прочтите, переведите, перепишите, огласуйте и протранскрибируйте.
١) هذا بيت كبير. هو هنا.
٢) هذه وردة. هي كبيرة.
٣) هذا ديوان وثير. هو هناك.
٤) هذا ديك وهذا ثور.
٥) هذا لبن لذيذ وهذه زبدة باردة.
٦) هذا ولد. هو هنا.
٧) هذا كوب كبير. هناك لبن بارد.
٨) هذا بهو باهر.
٩) هذا نبات نادر.
Упражнение 2. Переведите на арабский язык и огласуйте.
1) Это – редкая роза. Она большая. 2) Это – министерство, а это – дом. 3) Это – холодное молоко, а это – большой стакан. 4) Это – прекрасное, редкое растение. 5) Это – соловей. Он здесь. 6) Это – мальчик. У него большая книга. 7) Это – большой диван. Он мягкий.
Лигатуры
При стечении в слове двух или трех высоких букв (ا ل ك) они образуют друг с другом лигатуры (вязи). Вот эти лигатуры:
Конечное | Срединное | Начальное | Обособл. | Сочетание |
ﻼ | ﻼ | ﻻ | ﻻ | ل + ا |
ﲀ | ﲀ | ﰷ | ﰷ | ك + ا |
ﲁ | ﳫ | ﳇ | ﰻ | ك + ل |
ـكلا | ـكلا | كلا | كلا | ك + ل + ا |
Упражнение 3. Напишите каждую лигатуру 10 раз.
Упражнение 4. Прочтите, перепишите, протранскрибируйте и отметьте ударения.
Вопросительное предложение
Вопросительное предложение строится с помощью вопросительной частицы هَلْ, которая ставится в начале предложения. Вопросительное предложение произносится с повышением голоса к концу предложения.
Упражнение 5. Прочтите справа налево с правильной интонацией, переведите.
Вопросительное предложение
Повествовательное предложение
هل هذا بيت؟
هل لك كتاب؟
هل هو كبير؟
هذا بيت.
لك كتاب.
هو كبير.
Слова к тексту I урока 7
писатель | ١) كَاتِبٌ |
писательница | ٢) كَاتِبَةٌ |
собака | ٣) كَلْبٌ |
нет | ٤) لَا |
да [айу̌а̄] (огласовка будет уточнена позднее) | ٥) ايوا |
Примечание: Слова لا и ايوا отделяются от последующей части предложения запятой. Арабская запятая представляет собой перевернутую русскую. Арабский вопросительный знак также перевернут.
В аудио ниже носитель произносит نَعَمْ (на‘ам) вместо ايوا. Оно также означает "да", мы познакомимся с ним в 15-м уроке, когда познакомимся с буквой ع.
Текст I урока 7
١) هل هذا ديك؟ لا، هذا كلب. هل هو كبير؟ ايوا، هو كبير.
٢) هل هذه بدلة؟ ايوا، هذه بدلة.
٣) هل هذا لبن؟ لا، هذه زبدة. هل هي باردة؟ ايوا، هي باردة.
٤) هل هذا بيت كبير؟ ايوا، هذا بيت كبير.
٥ ) هل هذه وردة؟ ايوا، هذه وردة. هل هي باهرة؟ ايوا، هي باهرة.
٦) هل هذا كتاب نادر؟ ايوا، هذا كتاب نادر. هل هو كبير؟ ايوا، هو كبير.
٧) هل هي كاتبة؟ ايوا، هي كاتبة. هل هي كاتبة بارزة؟ ايوا، هي كاتبة بارزة.
٨) هل هذه دولة كبيرة؟ ايوا، هذه دولة كبيرة.
٩) هل هو كاتب؟ لا، هو وزير.
١٠) هل هنا زبدة؟ لا، هنا لبن.
١١) هل هناك كلب؟ لا، هناك ديك. هل هو كبير؟ ايوا، هو كبير.
١٢) هل هو كاتب؟ ايوا، هو كاتب. هل له كتاب بارز؟ ايوا، له كتاب بارز.
١٣) هل هي كاتبة؟ ايوا، هي كاتبة. هل لها كتاب كبير؟ ايوا، لها كتاب كبير.
١٤) هل لكَ كلب؟ ايوا، لي كلب. هل هو كبير؟ ايوا، هو كبير. هل هو هنا؟ ايوا، هو هنا.
١٥) هل هذا كوب؟ ايوا، هذا كوب. هل هناك لبن؟ ايوا، هناك لبن. هل هو بارد؟ ايوا، هو بارد. هل هو لذيذ؟ ايوا، هو لذيذ.
Упражнение 6. Прочтите текст, переведите его, перепишите и огласуйте. (Огласовка дана по наведению на текст, а перевод в ключах под формой ввода ниже, ключ по 5 предложений)
Упражнение 7. Переведите на арабский язык и огласуйте.
1) У тебя (ж) есть книга? Да, у меня есть книга. Она большая? Да, она большая. Она здесь? Нет, она там.
2) Это собака? Да, это большая собака. У тебя (м) есть собака? Да, у меня есть собака. Она редкая? Да, она редкая.
3) Это стакан? Да, это большой стакан. Там вино? Нет там молоко. Оно холодное? Да, оно холодное и вкусное.
4) Это бык? Нет, это петух. Это большой петух. Он здесь.
5) Это писатель? Нет, это писательница. Она крупная (большая) писательница? Да, она крупная писательница. Она здесь? Нет, она там. У нее есть книга? Да, у нее есть книга. Это — выдающаяся книга.
Буква م и звук [м]
Буква م (мӣм) обозначает средний согласный звук [м], сходный с соответствующим русским. Она соединяется в обе стороны и имеет четыре графические формы (см. справа налево):
Конечная | Срединная | Начальная | Обособленная |
Срединная и конечная форма мӣма образуют лигатуры с предбуквами: линия связи от предшествующей буквы ведется выше строки, чтобы дать место мӣму, который нередко подписывается под предыдущую букву (в печатных шрифтах это выполняется не всегда).
Упражнение 8. Прочтите, правильно произнося согласный م, э-образное [а] и не смягчая م перед [и]. Перепишите 5 раз.
مِ مُ مَ مَمْ مُمْ مِمْ مَمِمُ مِمَمُ مُمِمَ
Упражнение 9. Прочтите, перепишите, протранскрибируйте и отметьте ударения.
Упражнение 10. Перепишите слова в транскрипции, напишите их арабскими буквами.
[мин, мада̄рун, мудӣрун, лимака̄тиба, тилмӣз̱атун, мактабатун, кала̄мун, тамдӣдун, бикума̄, мадӣнатукум, манзилука, мана̄зилуhум, биhим, мана̄ратун, рамзун, румӯзун]
Слова к тексту I урока 7
что | ١) مَا |
кто | ٢) مَنْ |
город | ٣) مَدِينَةٌ |
письменный стол; бюро, кабинет | ٤) مَكْتَبٌ |
библиотека, книжный магазин | ٥) مَكْتَبَةٌ |
ученик | ٦) تِلْمِيذٌ |
ученица | ٧) تِلْمِيذَةٌ |
площадь | ٨) مَيْدَانٌ |
жилище | ٩) مَنْزِلٌ |
слово | ١٠) كَلِمَةٌ |
у вас (м. р.) | ١١) لَكُمْ |
у них (м. р.) | ١٢) لَهُمْ |
Выражения
что это? (о предметах м. р.) | مَا هَذَا؟ |
что это? (о предметах ж. р.) | مَا هَذِهِ؟ |
кто он? | مَنْ هُوَ؟ |
кто она? | مَنْ هِيَ؟ |
Пояснения к словам
- Вопросительное местоимение مَا (что?) относится к предметам и животным; местоимение مَنْ (кто?) – к людям (в арабском языке названия животных считаются неодушевленными существительными). При наличии местоимений ما или من в начале вопросительного предложения частица هل не нужна.
- В словах لَكُمْ и لَهُمْ на месте огласовки [у] произносится тот же звук, близкий к [о], что и в окончании [-ун].
Текст II урока 7
١) ما هذا؟ هذا مكتب. هل هو كبير؟ ايوا، هو كبير.
٢) ما هذه؟ هذه مكتبة. هل هي هنا؟ لا، هي هناك.
٣) من هو؟ هو تلميذ. هل له كتاب؟ ايوا، له كتاب.
٤) من هي؟ هي تلميذة. هل لها وردة؟ ايوا، لها وردة نادرة.
٥) ما هذه؟ هذه مدينة كبيرة.
٦) ما هذا؟ هذا ميدان كبير.
٧) ما هذا؟ هذا بيت. هل هذا منزل؟ لا، هذه مكتبة كبيرة.
٨) هل هذه كلمة؟ ايوا، هذه كلمة.
٩) هل لكم لبن بارد؟ ايوا، لنا لبن بارد.
١٠) هل لهم منزل كبير؟ ايوا، لهم منزل كبير.
١١) من هو؟ هو كاتب بارز.
١٢) من هي؟ هي كاتبة. لها كتاب بارز.
Упражнение 11. Прочтите текст, переведите его, перепишите и огласуйте. Протранскрибируйте предложения № 3-7.
Упражнение 12. Переведите на арабский язык, огласуйте.
1) Что это? Это жилище. А это что? Это дверь. Она большая? Да, она большая.
2) У тебя есть диван? Да, у меня есть диван. Он мягкий? Да, он мягкий.
3) Кто это? Это министр, у него есть письменный стол? Да, у него есть письменный стол, он большой.
4) У вас есть библиотека? Да, у нас есть большая библиотека. А у них есть большая библиотека? Да, у них есть большая библиотека.
5) Что это? Это город. А что это? Это площадь. Она большая? Да, она большая.
6) Кто это? Это ученица, у нее есть редкая книга. А кто это? Это ученик. Он здесь? Нет, он там.