Как работает постпозитивный артикль в румынском? (Что это такое?)
Постпозитивный артикль (артикол позиционал) – это служебная частица, которая выполняет ту же функцию, что и определённый артикль в других языках (например, английское «the», немецкое «der/die/das», французское «le/la»). Его ключевая особенность в том, что он не ставится перед словом, а присоединяется к его концу.
Проще говоря, в румынском языке «артикль» и «окончание» слова – это часто единое целое.
Как он образуется?
Форма артикля зависит от рода, числа и падежа существительного. Давайте рассмотрим основные формы.
1. Неопределённое состояние (без артикля)
Используется, когда мы говорим о чём-то неконкретном, одном из многих, либо упоминаем предмет впервые.
-
un băiat – (какой-то) мальчик
-
o casă – (какой-то) дом
-
niște studenți – (какие-то) студенты
2. Определённое состояние (с постпозитивным артиклем)
Используется, когда мы говорим о чём-то конкретном, известном собеседнику.
Основные формы в именительном/винительном падеже:
| Род | Единственное число | Пример | Множ. число | Пример |
|---|---|---|---|---|
| Мужской | -ul (после согласной) | băiat -> băiatul (мальчик) | -i | băiat -> băieții(мальчики) |
| -le (после гласной «-e») | unchi -> unchiul -> но ulei -> uleiul | student -> studenții [студенций] | ||
| Женский | -a (после согласной) | casă -> casa (дом) | -le | casă -> casele (дома) |
| (исчезает -ă и добавляется -a) | țară -> țara (страна) | țară -> țările (страны) | ||
| (-e сохраняется, добавляется -a) | afacere -> afacerea (дело) | afacere -> afacerile (дела) |
Как он работает в падежах?
Постпозитивный артикль меняет свою форму не только по родам и числам, но и по падежам. Это главная сложность.
Возьмём для примера слово «băiat» (мальчик, м.р.) и «casă» (дом, ж.р.).
| Падеж | Мужской род | Пример | Женский род | Пример |
|---|---|---|---|---|
| N./A. (Им./Вин.) | -ul | băiatul (мальчик) | -a | casa (дом) |
| G./D. (Род./Дат.) | -ului | băiatului (мальчика, мальчику) | -ei | casei (дома, дому) |
| Voc. (Зват.) | -ule | băiatule! (мальчик!) | -o | caso! (дом! – редко) |
Разбор на примерах:
-
Nominativ: Băiatul citește. – Мальчик читает. (Кто? – подлежащее).
-
Acuzativ: Îl văd pe băiatul acela. – Я вижу того мальчика. (Вижу кого? – прямое дополнение. Обратите внимание на предлог «pe» для одушевлённых объектов).
-
Genitiv: Cartea băiatului. – Книга мальчика. (Чья книга?).
-
Dativ: Îi dau cartea băiatului. – Я даю книгу мальчику. (Даю кому?).
Как видите, именно изменение артикля (-ul -> -ului) в основном сигнализирует о смене падежа.
Почему это удобно? Практический совет.
На самом деле, эта система очень логична. Артикль, присоединённый к слову, сразу сообщает нам о нём всю ключевую информацию: является ли оно конкретным, какого оно рода и в каком падеже стоит.
Главное правило для вас как для студента:
Всегда учите существительные сразу с определённым артиклем в именительном падеже.
-
Не просто «carte», а «cartea» (книга).
-
Не просто «băiat», а «băiatul» (мальчик).
-
Не просто «studenț», а «studenții» (студенты).
Это поможет вам сразу запоминать род слова и его основную форму, от которой затем образуются все падежи.
Пример для закрепления:
-
o carte (некая книга) -> cartea (конкретная книга) -> cărții (конкретной книги, конкретной книге) -> cărțile (конкретные книги) -> cărților (конкретных книг, конкретным книгам)
Надеюсь, эта страничка прояснила механизм работы этой удивительной особенности румынского языка. А если вы еще не начали изучать румынский язык, то см. уроки румынского языка для начинающих.