Как работает постпозитивный артикль в румынском? (Что это такое?)

Постпозитивный артикль (артикол позиционал) – это служебная частица, которая выполняет ту же функцию, что и определённый артикль в других языках (например, английское «the», немецкое «der/die/das», французское «le/la»). Его ключевая особенность в том, что он не ставится перед словом, а присоединяется к его концу.

Проще говоря, в румынском языке «артикль» и «окончание» слова – это часто единое целое.

Как он образуется?

Форма артикля зависит от рода, числа и падежа существительного. Давайте рассмотрим основные формы.

1. Неопределённое состояние (без артикля)

Используется, когда мы говорим о чём-то неконкретном, одном из многих, либо упоминаем предмет впервые.

  • un băiat – (какой-то) мальчик

  • o casă – (какой-то) дом

  • niște studenți – (какие-то) студенты

2. Определённое состояние (с постпозитивным артиклем)

Используется, когда мы говорим о чём-то конкретном, известном собеседнику.

Основные формы в именительном/винительном падеже:

Род Единственное число Пример Множ. число Пример
Мужской -ul (после согласной) băiat -> băiatul (мальчик) -i băiat -> băieții(мальчики)
-le (после гласной «-e») unchi -> unchiul -> но ulei -> uleiul student -> studenții [студенций]
Женский -a (после согласной) casă -> casa (дом) -le casă -> casele (дома)
(исчезает -ă и добавляется -a) țară -> țara (страна) țară -> țările (страны)
(-e сохраняется, добавляется -a) afacere -> afacerea (дело) afacere -> afacerile (дела)

Как он работает в падежах?

Постпозитивный артикль меняет свою форму не только по родам и числам, но и по падежам. Это главная сложность.

Возьмём для примера слово «băiat» (мальчик, м.р.) и «casă» (дом, ж.р.).

Падеж Мужской род Пример Женский род Пример
N./A. (Им./Вин.) -ul băiatul (мальчик) -a casa (дом)
G./D. (Род./Дат.) -ului băiatului (мальчика, мальчику) -ei casei (дома, дому)
Voc. (Зват.) -ule băiatule! (мальчик!) -o caso! (дом! – редко)

Разбор на примерах:

  • Nominativ: Băiatul citește. – Мальчик читает. (Кто? – подлежащее).

  • Acuzativ: Îl văd pe băiatul acela. – Я вижу того мальчика. (Вижу кого? – прямое дополнение. Обратите внимание на предлог «pe» для одушевлённых объектов).

  • Genitiv: Cartea băiatului. – Книга мальчика. (Чья книга?).

  • Dativ: Îi dau cartea băiatului. – Я даю книгу мальчику. (Даю кому?).

Как видите, именно изменение артикля (-ul -> -ului) в основном сигнализирует о смене падежа.

Почему это удобно? Практический совет.

На самом деле, эта система очень логична. Артикль, присоединённый к слову, сразу сообщает нам о нём всю ключевую информацию: является ли оно конкретным, какого оно рода и в каком падеже стоит.

Главное правило для вас как для студента:
Всегда учите существительные сразу с определённым артиклем в именительном падеже.

  • Не просто «carte», а «cartea» (книга).

  • Не просто «băiat», а «băiatul» (мальчик).

  • Не просто «studenț», а «studenții» (студенты).

Это поможет вам сразу запоминать род слова и его основную форму, от которой затем образуются все падежи.

Пример для закрепления:

  • o carte (некая книга) -> cartea (конкретная книга) -> cărții (конкретной книги, конкретной книге) -> cărțile (конкретные книги) -> cărților (конкретных книг, конкретным книгам)

Надеюсь, эта страничка прояснила механизм работы этой удивительной особенности румынского языка. А если вы еще не начали изучать румынский язык, то см. уроки румынского языка для начинающих.