Что такое "падежи" в румынском и как их использовать? (Сколько их?)

В румынском языке существует пять падежей (падежных функций), которые выражаются с помощью трёх основных падежных форм.

1. Суть падежей в румынском

В отличие от русского языка, где падеж выражается в основном окончанием самого существительного (стол -> стола -> столу), в румынском языке падеж выражается изменением постпозитивного артикля, присоединенного к слову. Само существительное также может менять окончание, но именно артикль является главным маркером.

Возьмем слово «стол»:

  • Именительный/Винительный: masa (артикль -a)

  • Родительный/Дательный: mesei (артикль -ei)

  • Звательный: maso! (окончание -o)

2. Три формы против пяти функций

Вот как это работает на практике:

Падежная ФОРМА (Что мы видим и произносим) Падежная ФУНКЦИЯ (Какую роль выполняет) Вопросы Примеры
1. Forma Nominativ-Acuzativ
(окончание/артикль -ul, -a, -i, -le)
• Именительный
Подлежащее, субъект действия.
Cine? Ce?
(Кто? Что?)
Băiatul citește.
Мальчик читает.
• Винительный
Прямое дополнение, объект действия.
Pe cine? Ce?
(Кого? Что?)
Îl văd pe băiat.
Я вижу мальчика.
2. Forma Genitiv-Dativ
(окончание/артикль -ului, -ei, -lor)
• Родительный
Принадлежность.
Al cui? A cui?
(Чей? Кого?)
Cartea băiatului.
Книга мальчика.
• Дательный
Косвенное дополнение.
Cui?
(Кому?)
Îi dau cartea băiatului.
Я даю книгу мальчику.
3. Forma Vocativ
(окончание -ule, -o, -lor)
• Звательный
Обращение.
Băiatule!
Мальчик!

Почему именно так?
Формы Nominativ и Acuzativ для существительных с артиклем совпадают (например, băiatul может быть и подлежащим, и дополнением). Точно так же совпадают формы Genitiv и Dativ (băiatului означает и «мальчика», и «мальчику»). Поэтому с точки зрения запоминания окончаний мы говорим о трёх формах. Но с точки зрения грамматики и роли в предложении мы выделяем пять функций.

3. Как это выучить? Практическое правило

  1. Учите слова сразу с определённым артиклем в именительном падеже. Не просто «carte», а «cartea» (книга). Не просто «băiat», а «băiatul» (мальчик). Это база.

  2. Определяйте падеж по вопросу и роли в предложении. Задавайте вопросы: «Кто?» -> Nominativ, «Чей?» -> Genitiv, «Кому?» -> Dativ.

  3. Помните о предлоге «pe». Он часто используется с винительным падежом (Acuzativ) для одушевлённых объектов: «Îl văd pe profesor» (Я вижу учителя).

Пример-упражнение со словом «domn» (господин):

  • Nominativ: Domnul este aici. – Господин здесь.

  • Acuzativ: Îl salut pe domnul. – Я приветствую господина.

  • Genitiv: Cartea domnului. – Книга господина.

  • Dativ: Îi vorbesc domnului. – Я говорю господину.

  • Vocativ: Domnule!Господин!

Таким образом: в румынском языке пять падежей, или другими словами, падежных функций, которые реализуются через три основные падежные формы.