Как работают падежи (Именительный, Родительный, Винительный) в арабском?

Система падежей в арабском языке

В арабском языке три падежа, которые определяют роль имени в предложении через изменение его окончания. Это не случайность, а строгая система, управляемая грамматическими операторами (глаголом, частицей, предлогом).

1. Именительный падеж (مَرْفُوعٌ)

Окончания:

  • Неопределённое состояние: ـٌ [-ун]

  • Определённое состояние: ـُ [-у]

Основные роли в предложении:

  1. Подлежащее (فَاعِلٌ): Имя, совершающее действие.

    • ذَهَبَ ٱلطَّالِبُСтудент ушёл.

  2. Именная часть составного сказуемого (خَبَرٌ): После глагола-связки «быть» (который часто опускается в настоящем времени).

    • ٱلطَّالِبُ مُجْتَهِدٌСтудент (есть) прилежный.

    • هٰذَا كِتَابٌ – Это книга.

  3. После определённых частиц, например, إِنَّ и её «сестёр» (хотя их основное влияние на следующее слово – винительное). Но подлежащее (именная часть) при них остаётся в именительном.

    • إِنَّ ٱلطَّالِبَ مُجْتَهِدٌВоистину, студент – прилежный. (Обратите внимание: после «инна» имя ставится в винительный, но сказуемое к нему – в именительном).

2. Родительный падеж (مَجْرُورٌ)

Окончания:

  • Неопределённое состояние: ـٍ [-ин]

  • Определённое состояние: ـِ [-и]

  • См. также урок 13.

Основные роли в предложении:

  1. После предлогов (حُرُوفُ ٱلْجَرِّ ): Это главный маркер родительного падежа.

    • مِنْ ٱلْمَدِينَةِ – из города.

    • فِي ٱلْبَيْتِ – в доме.

    • إلى ٱلْمُدَرِّسِ – к учителю.

  2. Второй член идафы (مُضَاف إِلَيْهِ): Как мы подробно разбирали ранее.

    • كِتَابُ ٱلطَّالِبِ – книга студента.

3. Винительный падеж (مَنْصُوبٌ)

Окончания:

  • Неопределённое состояние: ـًا [-ан] (танвин фатха + алиф в конце слова) Исключение: для слов, оканчивающихся на та-марбута (ـة), алиф не добавляется, просто ـَةً [-атан].

  • Определённое состояние: ـَ [-а]

  • См. также урок 16.

Основные роли в предложении:

  1. Прямое дополнение (مَفْعُولٌ بِهِ): Объект, на который направлено действие переходного глагола.

    • قَرَأَ ٱلطَّالِبُ ٱلْكِتَابَ – Студент прочитал книгу.

  2. Обстоятельство времени или места (ظَرْفٌ): Отвечает на вопросы «когда?» и «где?».

    • سَأَذْهَبُ غَدًا – Я пойду завтра.

    • جَلَسُوا تَحْتَ ٱلشَّجَرَةِ – Они сидели под деревом. (Обратите внимание: после предлога «под» слово «дерево» стоит в родительном падеже, как и положено).

  3. После частиц-операторов, которые «требуют» винительный падеж, например, إِنَّ [инна] («воистину»), أَنَّ [анна] («что»).

    • عَلِمْتُ أَنَّكَ مُجْتَهِدٌ – Я узнал, что ты прилежный.

Сводная таблица склонения (на примере слова «книга»)

Падеж Определённое состояние (с артиклем) Неопределённое состояние (без артикля)
Именительный ٱلْكِتَابُ (аль-китāбу) كِتَابٌ (китāбун)
Родительный ٱلْكِتَابِ (аль-китāби) كِتَابٍ (китāбин)
Винительный ٱلْكِتَابَ (аль-китāба) كِتَابًا (китāбан)

Ключевой вывод: Падеж показывает функцию слова в предложении. Окончание меняется не случайно, а подчиняясь строгим правилам:

  • Если слово самостоятельное и является подлежащим – именительный.

  • Если оно зависит от предлога – родительный.

  • Если оно зависит от глагола как объект – винительный.

  • Если оно зависит от другого имени (идафа) – родительный.

Постоянно практикуйтесь в анализе предложений, задавая вопросы: «Кто? Что?» (именительный), «Кого? Чего?» (родительный), «Кого? Что?» (винительный). Это поможет вам интуитивно чувствовать падежную систему.