Урок №2-5-3!
Относительные местоимения
Изучив материал этого занятия, вы сможете:
- спросить, когда принимает врач
- рассказать врачу, что у вас болит
- сказать, что вы простудились
- спросить, когда вам прийти следующий раз
Выучите слова и выражения к диалогу
часы приема
Когда принимает доктор Хирш?
отсутствовать
На что вы жалуетесь?
чувствовать себя
Я чувствую себя вполне хорошо.
температура, жар
У меня температура.
вероятно, по-видимому
Он вероятно уже там.
наверху, сверху
Журнал лежит на самом верху.
внизу, снизу
Я сейчас спущусь вниз (на лифте).
тело, корпус
Разденьтесь по пояс!
голова
Он на голову выше меня.
боли
У меня болит голова.
болеть
Что у вас болит?
шея, горло
У вас горло болит?
простудиться
Я простудился.
грипп
У меня грипп.
прописывать
Что вы мне прописываете?
лекарство, медикамент
Это лекарство совсем новое.
Обратите внимание на форму и употребление слов
Наречие wohl «наверно» имеет второе значение «хорошо», «здорово».
Ich fühle mich wohl.
Я чувствую себя хорошо (здоровым).
От наречий oben «наверху» и unten «внизу» могут быть образованы соответствующие прилагательные ober- «верхний» и unter- «нижний», которые выступают лишь как элементы сложных слов: der Oberkörper «верхняя часть тела», der Unterarm «нижняя часть руки» и др.
Основное значение глагола fehlen «отсутствовать», «недоставать». Mir fehlt ein gutes Wörterbuch. Мне недостает хорошего словаря. Однако при беседе с врачом выражению Was fehlt Ihnen? будет соответствовать русское выражение «На что вы жалуетесь?».
Местоимение alle с названием отрезков времени употребляется в значении «каждый»:
Der Bus fährt alle 10 Minuten.
Автобус ходит каждые 10 минут.
Русскому выражению «У меня болит...» соответствуют в немецком языке два выражения: weh tun и Schmerzen haben:
/ Mir tut der Kopf weh. У меня болит голова \ Ich habe Kopfschmerzen.
Запомните следующий способ словообразования (1)
frei + machen = freimachen освободить, раздеться (у врача)
der Kopf + die Schmerzen = die Kopfschmerzen головные боли
Потренируйтесь в чтении отдельных слов
In der Sprechstunde
Названия некоторых частей человеческого тела
Грамматические пояснения
Вы уже знаете, что придаточные предложения могут выступать в роли одного из членов главного предложения: подлежащего, дополнения или обстоятельства. Познакомимся еще с одним видом придаточных предложений — придаточными определительными. Как показывает само название, они являются определением к одному из членов главного предложения, выраженному существительным:
Der Arzt, der heute Sprechstunde hat, wohnt in unserem Haus.
Врач, который сегодня принимает, живет в нашем доме.Придаточные определительные предложения вводятся относительными местоимениями der, die, das, которые согласуются с существительным в роде и числе. В отличие от остальных союзов и союзных слов, которые не являются членом придаточного предложения, относительные местоимения выполняют определенную функцию в придаточном предложении и изменяются по падежам:
Der Freund, der mich besucht hat, arbeitet jetzt hier.
Друг, который меня навестил, теперь работает здесь.
Der Film, den wir gesehen haben, ist sehr gut.
Фильм, который мы посмотрели, очень хороший.
Die Wettkämpfe, an denen er teilnimmt, beginnen morgen.
Соревнования, в которых он участвует, начинаются завтра.- Относительные местоимения склоняются в единственном числе по-разному в зависимости от рода; во множественном числе все три рода имеют одинаковые формы (см. таблицу). При обозначении времени часто вместо относительного местоимения с предлогом in употребляется слово wo:
In der Zeit, wo ich noch studierte, wohnte ich hier.
В то время, когда я еще учился, я жил здесь.
Склонение относительных местоимений
Единственное число | Множественное число | |||
Муж. род | Ср. род | Жен. род | для всех родов | |
N | der | das | die | die |
A | den | das | die | die |
D | dem | dem | der | denen |
G | dessen | dessen | deren | deren |
1. Вас интересует, каков фильм (передача и т.п.), который сегодня идет. Задайте вопрос. Как бы вы ответили?
B. Wahrscheinlich. Viele Kollegen wollen hin.
Продолжайте:
der Spielfilm, der Krimi, die Fernsehsendung, die Sportsendung, der Wettkampf im Schwimmen, das Fußballspiel, die Reportage (репорта:жэ).
2. Вас спрашивают о вашем самочувствии. Ответьте. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?
B. Nicht ganz wohl. Ich habe noch Kopfschmerzen.
Продолжайте:
Halsschmerzen, Magenschmerzen, Zahnschmerzen, Ohrenschmerzen, Rückenschmerzen, Schmerzen in der Brust, Schmerzen im Knie.
3. Вы не знаете фамилию человека, у которого вы были. Спросите собеседника. Какой ответ вы бы дали на его месте?
B. Sein Name fehlt in meinem Telefonbuch.
Продолжайте:
der Journalist, die Krankenschwester, die Lehrerin, der Sportler, die Sportlerin, der Chemiker, der Ingenieur, der Direktor.
4. Вы простудились, у вас все болит. Скажите об этом товарищу. Какой совет он мог бы вам дать?
B. Du musst zum Arzt. Er hat gerade Sprechstunde.
Продолжайте:
der Hals, die Brust, der Rücken, die Ohren, die Beine, die Schultern, die Füße, die Knie, die Arme, die Finger.
5. Вспомните диалог и заполните пропуски соответствующими словами.
1. Was Ihnen? 2. Ich fühle mich nicht . 3. Machen Sie bitte den frei! 4. Haben Sie Fieber? — . 5. Ich habe mich . 6. Ich Ihnen Medikamente. 7. Mir auch der Hals weh.
6. Вспомните диалог и заполните пропуски соответствующими словами.
Haben Sie Kopfschmerzen?
?
7. Постарайтесь воспроизвести по памяти диалог "In der Sprechstunde"
Проверьте себя!
Какие выражения вы употребите, если вам нужно:
спросить, когда принимает врач
рассказать врачу, что у вас болит
сказать, что вы простудились
спросить, когда вам прийти следующий раз