Что такое «склонение» в латинском языке? Сколько их?
Склонение (declinātiō) в латыни – это система изменения окончаний существительных, прилагательных и местоимений по падежам, числам и родам. Проще говоря, это «шаблон», по которому слово меняет форму в зависимости от роли в предложении (подлежащее, дополнение и т.д.).
Сколько склонений?
В латыни 5 склонений. Их тип определяется окончанием в родительном падеже единственного числа (Gen. sg.):
| № | Окончание Gen. sg. | Род | Пример (Nom. sg. → Gen. sg.) | Перевод |
|---|---|---|---|---|
| 1-е | -ae | в основном ж.р. | terra → terrae | земля |
| 2-е | -ī | м.р./ср.р. | lupus → lupī (м.р.) bellum → bellī (ср.р.) |
волк / война |
| 3-е | -is | все роды | rēx (царь) → rēgis (м.р.) mors (смерть) → mortis (ж.р.) mare (море) → maris (ср.р.) |
|
| 4-е | -ūs | в основном ср.р. | exercitus → exercitūs (м.р. – войско) cornū → cornūs (ср.р. – рог) |
|
| 5-е | -ēī / -eī | в основном ж.р. | rēs → reī | вещь, дело |
Подробно про каждое склонение смотрите уроки латинского языка на сайте.
Как определить склонение?
Достаточно запомнить форму Gen. sg. (родительного падежа):
-
Найти в словаре: puella, -ae f (девочка) → окончание Gen. *-ae* → 1-е скл.
-
Запомнить исключения:
– Poeta, -ae m (поэт) – муж. род, но 1-е скл. (окончание *-ae*).
– Diēs, -ēī m (день) – муж. род, но 5-е скл..
Зачем это нужно?
Без знания склонений невозможно:
-
Правильно просклонять слово:
«Rōma» (Рим) → Abl. Rōmā (в Риме), но «dominus» (господин) → Abl. dominō. -
Построить грамотное предложение:
«Magistra dat librum puellae» (Учительница даёт книгу девочке):
– librum (Acc. sg. 2-го скл.) – прямое дополнение,
– puellae (Dat. sg. 1-го скл.) – косвенное дополнение.
Примеры из классических текстов
1-е скл. (терра):
«Terram et maria» (Цезарь, De Bello Gallico) – «Землю и моря» (Accusativus).
2-е скл. (волк):
«Lupus hominī» (Плавт) – «Волк человеку» (Dat. homini – кому?).
3-е скл. (царь):
«Rēgēs Rōmānī» (Ливий, Ab Urbe Condita) – «Цари римские» (Nom. мн. ч. rēgēs).
4-е скл. (плод):
«Fructūs labōris» (Цицерон) – «Плоды труда» (Nom. мн. ч. fructūs).
5-е скл. (вещь):
«Rē rum natūra» (Лукреций) – «Природа вещей» (Gen. мн. ч. rērum).
Почему склонения такие сложные?
Исторически они восходят к праиндоевропейским основам:
-
1-е скл. → основа на *-ā* (terrā),
-
2-е скл. → основа на *-o* (lupo),
-
3-е скл. → основа на согласный (*rēg-**)*.
Как выучить? 3 лайфхака
-
Запоминайте Gen. sg. сразу с Nom. sg.
Не «puella», а «puella, puellae». -
Используйте цветовые схемы:
Раскрасьте склонения в тетради: 1-е – красный, 2-е – синий и т.д. -
Пойте окончания (на мотив «Gaudeamus»):
«A, ae, ae, am, ā! – Terra!
Us, ī, ō, um, ō! – Lupus!»
«Nōn est ad āstram mollis e terrīs via» (Сенека) – «Дорога от земли к звёздам не бывает лёгкой».
Начните с 1-го и 2-го склонений – они покрывают 60% существительных!