Как учить неправильные глаголы немецкого языка?
Умение работать с неправильными глаголами (starke Verben) – это ключ к свободному владению прошедшими временами и к богатой немецкой речи.
Главное правило: неправильные глаголы меняют корневую гласную в Präteritum и в Partizip II. Их нельзя заучить просто по алфавитному списку. Нужна стратегия.
1. Группируйте по типу изменения гласной
Это самый эффективный способ. Сгруппируйте глаголы не по букве, а по модели изменения (Ablautreihe).
Группа 1: ei – ie – ie / i
-
bleiben (оставаться) – blieb – geblieben
-
schreiben (писать) – schrieb – geschrieben
-
steigen (подниматься) – stieg – gestiegen
Группа 2: i – a – u
-
beginnen (начинать) – begann – begonnen
-
gewinnen (выигрывать) – gewann – gewonnen
-
schwimmen (плавать) – schwamm – geschwommen
Группа 3: i – a – o
-
finden (находить) – fand – gefunden
-
binden (связывать) – band – gebunden
-
trinken (пить) – trank – getrunken
Группа 4: e – a – o / e
-
geben (давать) – gab – gegeben
-
helfen (помогать) – half – geholfen
-
sprechen (говорить) – sprach – gesprochen
-
essen (есть) – aß – gegessen
Группа 5: a – u – a
-
fahren (ехать) – fuhr – gefahren
-
schlafen (спать) – schlief – geschlafen
-
tragen (нести, носить) – trug – getragen
Группа 6: a – i – a
-
fallen (падать) – fiel – gefallen
-
halten (держать) – hielt – gehalten
-
lassen (оставлять, позволять) – ließ – gelassen
Группа 7: au/ei/o – ie – au/ei/o
-
laufen (бежать) – lief – gelaufen
-
heißen (звать, называться) – hieß – geheißen
-
rufen (звать) – rief – gerufen
2. Эффективные стратегии запоминания
-
Учите сразу «третью форму» – Partizip II с приставкой ge-. Именно она нужна для составления прошедшего времени Perfekt.
-
Учите не schreiben – schrieb – geschrieben, а блоком: schreiben – geschrieben.
(это не значит, что вторую форму можно не учить, но ее можно временно пропустить, в зависимости от ваших целей изучения)
-
Проговаривайте вслух: schreiben – geschrieben, finden – gefunden.
-
-
Составляйте короткие предложения в Perfekt. Это помещает глагол в осмысленный контекст.
-
Ich habe einen Brief geschrieben. – Я написал письмо.
-
Wir haben Wasser getrunken. – Мы пили воду.
-
Sie ist nach Berlin gefahren. – Она уехала в Берлин. (Обратите внимание на вспомогательный глагол «sein» для глаголов движения).
-
-
Используйте мнемотехники и ассоциации. Придумайте небольшие истории или созвучия.
-
beginnen – begann – begonnen: «Начинать – начал – начатый». Почти как английские: begin – began – begun.
-
-
Скачайте или создайте свою таблицу. Разместите её там, где будете видеть часто: на рабочем столе, на холодильнике. Учите по 3-5 глаголов в день, обязательно повторяя предыдущие. См. список неправильных глаголов немецкого языка.
-
Слушайте и читайте. В художественной литературе и песнях часто используется Präteritum. В живой речи – Perfekt. Постоянно встречая эти формы в контексте, вы будете запоминать их естественным путём.
3. Не забывайте про вспомогательный глагол
Важно не только выучить формы, но и помнить, с каким вспомогательным глаголом (haben или sein) они образуют Perfekt.
-
haben: Подавляющее большинство глаголов.
-
Ich habe gelesen. Du hast geschlafen.
-
-
sein: Глаголы движения, изменения состояния и несколько исключений.
-
fahren – ist gefahren
-
einschlafen – ist eingeschlafen (заснуть)
-
passieren – ist passiert (случаться)
-
sein – ist gewesen (быть)
-
bleiben – ist geblieben (оставаться)
-
Практический совет:
Начните с самых частотных глаголов, без которых невозможно говорить. Вот «золотая десятка» для старта:
-
sein (быть) – war – gewesen
-
haben (иметь) – hatte – gehabt
-
werden (становиться) – wurde – geworden
-
gehen (идти) – ging – gegangen
-
kommen (приходить) – kam – gekommen
-
sehen (видеть) – sah – gesehen
-
essen (есть) – aß – gegessen
-
finden (находить) – fand – gefunden
-
sprechen (говорить) – sprach – gesprochen
-
nehmen (брать) – nahm – genommen
Учите их блоками, сразу в предложениях. Не пытайтесь выучить 200 шт. за неделю. Постепенность и регулярность – ваши лучшие союзники.