Как правильно использовать местоимения "sin", "si", "sitt", "sine"?
Это один из коварных аспектов норвежской грамматики для русскоязычных студентов. Путаница возникает из–за отсутствия прямого аналога в русском языке. Давайте разберем этот вопрос подробнее.
Притяжательные возвратные местоимения «sin», «si», «sitt», «sine»
Основное правило, которое вы должны запомнить:
Местоимения «sin/si/sitt/sine» используются, когда действие, выраженное глаголом, направлено на субъект (подлежащее) предложения, и этот субъект является владельцем объекта.
Проще говоря: «sin» означает «свой» и относится к подлежащему в том же предложении.
1. Согласование с родом и числом существительного
Как и прилагательное, «sin» согласуется с существительным, к которому оно относится, а не с подлежащим.
-
sin – для существительных мужского и женского рода единственного числа (en–ord/ei–ord)
-
Han vasker bilen sin. (Он моет свою (его собственную) машину.)
-
Jenta leser boka si. (Девочка читает свою (её собственную) книгу.)
-
-
si – для существительных женского рода единственного числа (ei–ord). Важно: В современном языке, особенно в разговорной речи и в Bokmål, часто допускается использование sin для всех слов общего рода. Но знание si важно для грамотности.
-
Han møtte vennina si. (Он встретил свою подругу.)
-
-
sitt – для существительных среднего рода единственного числа (et–ord)
-
Hun maler huset sitt. (Она красит свой (её собственный) дом.)
-
Barnet leker med leketøyet sitt. (Ребенок играет со своей игрушкой.)
-
-
sine – для существительных во множественном числе всех родов
-
De selger bilene sine. (Они продают свои (их собственные) машины.)
-
Jentene elsker foreldrene sine. (Девочки любят своих (их собственных) родителей.)
-
2. Ключевое различие: «sin» vs. «hans/hennes/deres»
Это сердце проблемы. Сравните:
-
Per elsker faren sin.
-
Перевод: Пер любит своего отца. (Речь идет об отце Пера).
-
Здесь подлежащее – Per. Действие направлено на отца, который принадлежит Перу. Используется sin.
-
-
Per elsker faren hans.
-
Перевод: Пер любит его отца. (Речь идет об отце кого-то другого, не Пера).
-
Здесь hans указывает на третье лицо, упомянутое ранее в контексте. Например: «Пер встретил Ларса. Пер любит его (hans) отца». Hans отсылает к Ларсу.
-
Еще один наглядный пример для закрепления:
-
Kari ga mannen sin en gave. (Кари дала своему мужу подарок.) – Свой муж = муж Кари.
-
Kari ga mannen hennes en gave. (Кари дала её мужу подарок.) – Её муж = муж другой женщины, не Кари.
3. Когда «sin» НЕ используется
«Sin» используется только когда подлежащее предложения – это лицо, которому что-то принадлежит. «Sin» никогда не используется для подлежащего в придаточном предложении или если подлежащее стоит в объектном падеже.
-
Неправильно: Jeg så at han tok med seg sykkelen sin. (Здесь han – подлежащее придаточного предложения, а не главного. Для русского уха «свой» здесь звучит нормально, но в норвежском это ошибка.)
-
Правильно: Jeg så at han tok med seg sykkelen hans. (Я видел, что он взял с собой свой велосипед.) – Да, здесь используется hans, хотя речь о его же велосипеде. Это сложный нюанс, связанный с границами предложения.
-
Неправильно: Jeg hjalp ham med leksene sine.
-
Правильно: Jeg hjalp ham med leksene hans. (Я помог ему с его уроками.) – Здесь ham (ему) стоит в объектном падеже, это не подлежащее.
4. Алгоритм для безошибочного использования
Прежде чем выбрать местоимение, задайте себе вопросы:
-
Кто является подлежащим в этом предложении? (Например: Per, hun, barnet)
-
Принадлежит ли предмет/лицо, о котором идет речь, этому подлежащему?
-
Да → Используйте sin/si/sitt/sine в зависимости от рода и числа объекта.
-
Нет → Используйте hans (его), hennes (её), deres (их).
-
Практические примеры для проверки (с правильным переводом)
-
Han mistet nøklene sine. (Он потерял свои ключи.)
-
Hun snakker med søstera si. (Она разговаривает со своей сестрой.)
-
De bygde huset sitt selv. (Они построили свой дом сами.)
-
Jeg møtte vennen hennes. (Я встретил её друга.) – Здесь друг принадлежит не мне (подлежащему), а «ей», третьему лицу.
Надеюсь, это объяснение прояснило этот сложный вопрос. Постоянная практика в чтении и аудировании – лучший способ выработать интуитивное чувство к использованию sin. См. также уроки норвежского языка.