Нужно ли учить онные и кунные чтения кандзи?

Ответ – да, учить нужно, но НЕ так, как часто пытаются. Запоминать списки чтений отдельно от слов – бесполезно и вредно. Вот как подойти к этому эффективно:

1. Почему нужно знать разницу между онными и кунными чтениями?

  • Чтобы предсказывать чтение слов: Знание типа чтения помогает понять, как читать кандзи в составе конкретного слова.

  • Чтобы пользоваться словарем: Понимание, что у кандзи есть несколько чтений, необходимо для поиска.

  • Чтобы видеть закономерности: Онные чтения часто повторяются в словах одного происхождения (особенно в сложных терминах), кунные – в исконно японских словах.

2. Что такое онные и кунные чтения? (кратко)

  • Онные чтения (音読み - on'yomi):

    • Происхождение: Заимствованные древнекитайские произношения.

    • Когда используются: Преимущественно в сложных словах (熟語 - jukugo), состоящих из двух и более кандзи.

    • Характеристики: Часто односложные, абстрактные, не имеют самостоятельного значения в японском вне слова.

    • Пример:

      • 生 (сэй) - жизнь (онное)

      • 学生 (гакусэй) - студент (студент + жизнь)

      • 先生 (сэнсэй) - учитель (прежде + жизнь)

      • 生活 (сэйкацу) - жизнь, существование (жизнь + деятельность)

  • Кунные чтения (訓読み - kun'yomi):

    • Происхождение: Исконно японские слова, которые были "привязаны" к кандзи по смыслу.

    • Когда используются: В одиночных кандзи, глаголах, い-прилагательных, исконно японских словах. Часто сопровождаются хираганой (送り仮名 - okurigana).

    • Характеристики: Обычно многосложные, конкретные, имеют самостоятельное значение.

    • Пример:

      • 生 (икиру/умуру/хаясу/нама/ки) - жить/рождать/растить/сырой/чистый (кунные)

      • 生きる (икиру) - жить (глагол)

      • 生まれる (умареру) - родиться (глагол)

      • 生ビール (нама би:ру) - разливное (сырое) пиво

      • 生地 (кидзи) - ткань, материал (земля + материал)

3. Как учить онные и кунные чтения ПРАВИЛЬНО?

Забудьте про заучивание всех чтений кандзи по отдельности! Вместо этого:

  1. Учите СЛОВА целиком: Когда вы встречаете новое слово (например, 先生 - sensei), запоминайте это слово целиком (「sensei」, учитель).

  2. Запоминайте КАНДЗИ в составе этого слова: Запомните, что в слове 先生 используются кандзи 先 (сэн) и 生 (сэй) с онными чтениями.

  3. Обращайте внимание на тип чтения: Понимайте, что в этом слове чтение онное (потому что это сложное слово из двух кандзи).

  4. Ищите закономерности: Когда встретите этот же кандзи 生 (сэй) в другом слове (например, 生活 - seikatsu), вы уже будете знать, что здесь вероятно тоже онное чтение (сэй). Это предположение, а не правило! Всегда проверяйте новое слово.

  5. Для кунных чтений – учите слова с окуриганой (хираганой, записываемой после кандзи): Запоминайте глагол 生きる (ikiru) как целое слово. Обратите внимание, что кандзи 生 читается здесь как «ики», а «ру» – это хирагана (окригана), показывающая спряжение.

4. Когда знание конкретного он/кун чтения КРИТИЧНО?

  • Когда кандзи используется ОДИН (без других кандзи): Почти всегда читается по кунному чтению (т.к. представляет собой целое слово):

    • 木 (き - ki) - дерево (кунное)

    • 水 (みず - mizu) - вода (кунное)

    • 食べる (たべる - taberu) - есть (глагол, кунное чтение 食 как «та»)

  • В именах собственных (人名 - jinmei) и названиях мест (地名 - chimei): Здесь отсутствуют правила. Чтения часто уникальные (名乗り読み - nanori yomi) или редкие. Их нужно учить отдельно для каждого имени/места.

    • 東京 (とうきょう - Toukyou) - Токио (стандартные онные)

    • 大阪 (おおさか - Oosaka) - Осака (стандартные кунные)

    • 小鳥遊 (たかなし - Takanashi) - Фамилия (букв. «маленькие птицы играют»; читается НЕ по он/кун!).

  • В редких или исключительных случаях (当て字 - ateji): Когда кандзи подобраны по звучанию (аналогично транскрипции катаканой), игнорируя смысл:

    • 寿司 (すし - sushi) - суси. 寿 (счастливый) и 司 (управлять) используются только для записи звука «суси».

    • 今日 (きょう - kyou) - сегодня. Чтение «kyou» не является стандартным онным или кунным для этих кандзи по отдельности.

5. Практические советы

  • Используйте словари с указанием чтений: Jisho.org, Takoboto, Yomiwa. Они показывают он/кун для кандзи и чтение слова целиком.

  • При интервальных повторениях ставьте фокус на слове: Карточка должна проверять слово и его значение/чтение, а не изолированный кандзи. Добавляйте примеры предложений.

  • Обращайте внимание на структуру слова:

    • 2+ кандзи подряд? → Скорее всего, онные чтения (学生 - gakusee).

    • Кандзи + хирагана? → Скорее всего, кунное чтение кандзи (食べる - taberu, 新しい - atarashii).

    • Один кандзи? → Скорее всего, кунное чтение (木 - ki).

  • Учите базовые онные чтения для частых компонентов: Знание, что 生 часто читается «сэй» в сложных словах, поможет вам догадаться, как читать 人生 (jinsei - жизнь человека), даже если вы его раньше не встречали. Но всегда проверяйте!

6. Чего делать НЕ нужно?

  • Не учите списки онных и кунных чтений для кандзи отдельно от слов. Это пустая трата времени, вы быстро забудете и не сможете применить.

  • Не паникуйте из-за количества чтений. Сосредоточьтесь на тех, которые встречаются в словах вашего текущего уровня (N5-N4). Остальные придут с новыми словами.

  • Не считайте правила он/кун абсолютными. Есть много исключений (особенно в частотных словах).

Вывод: Учить онные и кунные чтения необходимо, но только в контексте реальных слов и их значений. Ваша цель – узнавать кандзи в словах и знать, как читается всё слово целиком. Знание типа чтения (он/кун) – это инструмент для систематизации и предсказания, а не самоцель.