Нужно ли учить онные и кунные чтения кандзи?
Ответ – да, учить нужно, но НЕ так, как часто пытаются. Запоминать списки чтений отдельно от слов – бесполезно и вредно. Вот как подойти к этому эффективно:
1. Почему нужно знать разницу между онными и кунными чтениями?
-
Чтобы предсказывать чтение слов: Знание типа чтения помогает понять, как читать кандзи в составе конкретного слова.
-
Чтобы пользоваться словарем: Понимание, что у кандзи есть несколько чтений, необходимо для поиска.
-
Чтобы видеть закономерности: Онные чтения часто повторяются в словах одного происхождения (особенно в сложных терминах), кунные – в исконно японских словах.
2. Что такое онные и кунные чтения? (кратко)
-
Онные чтения (音読み - on'yomi):
-
Происхождение: Заимствованные древнекитайские произношения.
-
Когда используются: Преимущественно в сложных словах (熟語 - jukugo), состоящих из двух и более кандзи.
-
Характеристики: Часто односложные, абстрактные, не имеют самостоятельного значения в японском вне слова.
-
Пример:
-
生 (сэй) - жизнь (онное)
-
学生 (гакусэй) - студент (студент + жизнь)
-
先生 (сэнсэй) - учитель (прежде + жизнь)
-
生活 (сэйкацу) - жизнь, существование (жизнь + деятельность)
-
-
-
Кунные чтения (訓読み - kun'yomi):
-
Происхождение: Исконно японские слова, которые были "привязаны" к кандзи по смыслу.
-
Когда используются: В одиночных кандзи, глаголах, い-прилагательных, исконно японских словах. Часто сопровождаются хираганой (送り仮名 - okurigana).
-
Характеристики: Обычно многосложные, конкретные, имеют самостоятельное значение.
-
Пример:
-
生 (икиру/умуру/хаясу/нама/ки) - жить/рождать/растить/сырой/чистый (кунные)
-
生きる (икиру) - жить (глагол)
-
生まれる (умареру) - родиться (глагол)
-
生ビール (нама би:ру) - разливное (сырое) пиво
-
生地 (кидзи) - ткань, материал (земля + материал)
-
-
3. Как учить онные и кунные чтения ПРАВИЛЬНО?
Забудьте про заучивание всех чтений кандзи по отдельности! Вместо этого:
-
Учите СЛОВА целиком: Когда вы встречаете новое слово (например, 先生 - sensei), запоминайте это слово целиком (「sensei」, учитель).
-
Запоминайте КАНДЗИ в составе этого слова: Запомните, что в слове 先生 используются кандзи 先 (сэн) и 生 (сэй) с онными чтениями.
-
Обращайте внимание на тип чтения: Понимайте, что в этом слове чтение онное (потому что это сложное слово из двух кандзи).
-
Ищите закономерности: Когда встретите этот же кандзи 生 (сэй) в другом слове (например, 生活 - seikatsu), вы уже будете знать, что здесь вероятно тоже онное чтение (сэй). Это предположение, а не правило! Всегда проверяйте новое слово.
-
Для кунных чтений – учите слова с окуриганой (хираганой, записываемой после кандзи): Запоминайте глагол 生きる (ikiru) как целое слово. Обратите внимание, что кандзи 生 читается здесь как «ики», а «ру» – это хирагана (окригана), показывающая спряжение.
4. Когда знание конкретного он/кун чтения КРИТИЧНО?
-
Когда кандзи используется ОДИН (без других кандзи): Почти всегда читается по кунному чтению (т.к. представляет собой целое слово):
-
木 (き - ki) - дерево (кунное)
-
水 (みず - mizu) - вода (кунное)
-
食べる (たべる - taberu) - есть (глагол, кунное чтение 食 как «та»)
-
-
В именах собственных (人名 - jinmei) и названиях мест (地名 - chimei): Здесь отсутствуют правила. Чтения часто уникальные (名乗り読み - nanori yomi) или редкие. Их нужно учить отдельно для каждого имени/места.
-
東京 (とうきょう - Toukyou) - Токио (стандартные онные)
-
大阪 (おおさか - Oosaka) - Осака (стандартные кунные)
-
小鳥遊 (たかなし - Takanashi) - Фамилия (букв. «маленькие птицы играют»; читается НЕ по он/кун!).
-
-
В редких или исключительных случаях (当て字 - ateji): Когда кандзи подобраны по звучанию (аналогично транскрипции катаканой), игнорируя смысл:
-
寿司 (すし - sushi) - суси. 寿 (счастливый) и 司 (управлять) используются только для записи звука «суси».
-
今日 (きょう - kyou) - сегодня. Чтение «kyou» не является стандартным онным или кунным для этих кандзи по отдельности.
-
5. Практические советы
-
Используйте словари с указанием чтений: Jisho.org, Takoboto, Yomiwa. Они показывают он/кун для кандзи и чтение слова целиком.
-
При интервальных повторениях ставьте фокус на слове: Карточка должна проверять слово и его значение/чтение, а не изолированный кандзи. Добавляйте примеры предложений.
-
Обращайте внимание на структуру слова:
-
2+ кандзи подряд? → Скорее всего, онные чтения (学生 - gakusee).
-
Кандзи + хирагана? → Скорее всего, кунное чтение кандзи (食べる - taberu, 新しい - atarashii).
-
Один кандзи? → Скорее всего, кунное чтение (木 - ki).
-
-
Учите базовые онные чтения для частых компонентов: Знание, что 生 часто читается «сэй» в сложных словах, поможет вам догадаться, как читать 人生 (jinsei - жизнь человека), даже если вы его раньше не встречали. Но всегда проверяйте!
6. Чего делать НЕ нужно?
-
Не учите списки онных и кунных чтений для кандзи отдельно от слов. Это пустая трата времени, вы быстро забудете и не сможете применить.
-
Не паникуйте из-за количества чтений. Сосредоточьтесь на тех, которые встречаются в словах вашего текущего уровня (N5-N4). Остальные придут с новыми словами.
-
Не считайте правила он/кун абсолютными. Есть много исключений (особенно в частотных словах).
Вывод: Учить онные и кунные чтения необходимо, но только в контексте реальных слов и их значений. Ваша цель – узнавать кандзи в словах и знать, как читается всё слово целиком. Знание типа чтения (он/кун) – это инструмент для систематизации и предсказания, а не самоцель.