Как понять и выучить итальянские артикли?
Давайте попробуем разобраться:
1. Назначение артиклей
Артикли указывают на:
-
Определённость (конкретный/известный предмет);
-
Неопределённость (обобщённый/новый предмет, один из многих);
-
Род и число существительного.
Без них фраза теряет естественность:
Неправильно: Vado scuola →
Правильно: Vado a scuola (устойч. выраж.) или Vado in una scuola (с артиклем).
2. Типы и формы
A. Определённый артикль (il, lo, la, i, gli, le):
-
il libro (книга) → i libri (книги) – муж. род, на согласную.
-
lo zaino (рюкзак) → gli zaini – муж. род на z, s+согл., gn, ps, x, y.
-
l’amico (друг) → gli amici – муж. род на гласную.
-
la casa (дом) → le case – жен. род на согласную.
-
l’acqua (вода) → le acque – жен. род на гласную.
B. Неопределённый артикль (un, uno, una, un’):
-
un libro (книга) – муж. род, стандарт.
-
uno zaino (рюкзак) – муж. род на z, s+согл..
-
una casa (дом) – жен. род, стандарт.
-
un’amica (подруга) – жен. род на гласную.
❗ Множественного числа нет! Вместо него – частичный артикль: dei libri (несколько книг).
C. Частичный артикль (del, dello, della, dei, degli, delle):
-
del pane (немного хлеба) – неисчисляемое.
-
dei fiori (несколько цветов) – мн.ч. вместо ‘un’.
-
dell’acqua (немного воды) – перед гласной.
3. Ключевые правила
✅ Когда ставить артикль:
| Ситуация | Пример |
|---|---|
| Конкретный предмет | Leggo il libro (эту книгу) |
| Уникальные объекты | Vedo il sole (солнце) |
| Профессии | È un medico (один из многих) |
| Принадлежность | La mia macchina (моя машина) |
❌ Когда артикль НЕ ставится:
| Ситуация | Пример |
|---|---|
| Имена/города | Marco abita a Roma |
| Устойч. выражения | Avere fame (быть голодным) |
| Профессии (обобщение) | È insegnante (вообще) |
4. Слитные предлоги (Preposizioni articolate)
Результат слияния предлога (a, di, da, in, con, su) с опред. артиклем:
-
a + il = al → Vado al mare (Иду к морю).
-
di + la = della → Il colore della porta (Цвет двери).
-
in + i = nei → Sono nei guai (Я в проблемах).
Таблица основных форм:
| il | lo | la | l’ | i | gli | le | |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| di | del | dello | della | dell’ | dei | degli | delle |
| a | al | allo | alla | all’ | ai | agli | alle |
5. Как освоить
-
Контекст лучше правила:
-
Вы знаете предмет? → il (определённый).
-
Предмет упоминается впервые? → un (неопределённый).
-
Некоторое количество? → del (частичный).
-
-
Учите слова с артиклем:
Не ‘tavolo’, а il tavolo (стол). -
Читайте вслух:
Адаптированные тексты → газеты → литература. -
Пишите предложения:
Oggi ho visto un gatto. Il gatto era sul (su + il) tetto.