Как работают видовые пары глаголов (несовершенный/совершенный вид) в новогреческом?

Это один из краеугольных камней греческой грамматики, и понимание видов является ключом к правильному использованию времен.

Суть категории вида

Категория вида указывает на характер протекания действия во времени: является ли оно длительным, повторяющимся, завершенным или однократным.

В новогреческом, как и в русском, у большинства глаголов есть видовая пара (είδος ρήματος): несовершенный вид (ατελής μορφή) и совершенный вид (τελική μορφή).

1. Несовершенный вид (ατελής μορφή)

Обозначает действие, которое:

  • Длится в момент речи (как английское Continuous).

  • Повторяется регулярно (привычное действие).

  • Не завершено или описывается в процессе своего протекания.

  • Не имеет результата в фокусе внимания.

Это основа для настоящего времени (Ενεστώτας) и прошедшего непрерывного (Παρατατικός).

Примеры:

  • Διαβάζω – читать (вообще, обычно, сейчас)

    • Τι διαβάζεις;Что ты читаешь? (сейчас)

    • Διαβάζω κάθε βράδυ.Я читаю каждый вечер. (привычное действие)

  • Έγραφα – я писал/писал (в течение какого-то времени в прошлом, процесс)

    • Χθες έγραφα ένα γράμμα.Вчера я писал письмо. (но не факт, что закончил его)

2. Совершенный вид (τελική μορφή) – Аорист (Αόριστος)

Здесь важно уточнить: в греческом совершенный вид чаще всего представлен формой аориста (αόριστος). Аорист обозначает действие, которое:

  • Завершено в прошлом, часто однократное.

  • Воспринимается как единое целое, без акцента на длительность.

  • Имеет результат или факт свершения.

  • Может передавать значение однократного, моментального действия.

Аорист – это прошедшее время совершенного вида. (см. также урок 10)

Примеры (те же глаголы):

  • Διάβασα – прочитал (закончил чтение)

    • Χθες διάβασα ένα βιβλίο.Вчера я прочитал одну книгу. (законченное действие, факт)

  • Έγραψα – написал (закончил писать)

    • Χθες έγραψα ένα γράμμα.Вчера я написал письмо. (и закончил его)

Как образуются видовые пары?

Способы образования пар очень похожи на русские:

  1. Префиксация (Приставки): Самый распространенный способ.

    • γράφω (нсв. – писать) -> δια-γράφω (нсв. – вычеркивать) -> διέγραψα (св. – вычеркнул)

    • βλέπω (нсв. – видеть) -> δα-βλέπω (нсв. – смотреть пристально) -> δάβλεψα (св. – увидел, разглядел)

  2. Изменение основы (чередование, суффиксы): Часто внутри основы.

    • λαμβάνω (нсв. – получать) -> παρ-λαμβάνω (нсв. – воспринимать) -> παρ-έλαβα (св. – воспринял)

    • λέγω (нсв. – говорить) -> είπα (св. – сказать)

  3. Супплетивизм (Разные корни): Как в русском «брать/взять».

    • τρώω (нсв. – есть, кушать) -> έφαγα (св. – поел)

    • λέω (нсв. – говорить) -> είπα (св. – сказать)

Важнейшее правило: Сочетание с частицей «θα» для будущего времени

Вот где вид проявляется наиболее ярко:

  • Θα + Несовершенный вид = Будущее продолжительное (Θα διαβάζω)

    • Описывает действие, которое будет длиться в будущем.

    • Αύριο θα διαβάζω όλη μέρα.Завтра я буду читать весь день. (процесс)

  • Θα + Совершенный вид (Аорист) = Будущее простое (Θα διαβάσω)

    • Описывает действие, которое произойдет и завершится в будущем (факт свершения).

    • Αύριο θα διαβάσω αυτό το βιβλίο.Завтра я прочитаю эту книгу. (результат)

Сравнительная таблица

Аспект Несовершенный вид (Διαβάζω) Совершенный вид (Διάβασα)
Настоящее время Διαβάζω τώρα. – Я читаю сейчас. Не существует
Прошедшее время Έγραφα χθες. – Я писал вчера (процесс). Έγραψα χθες. – Я написал вчера (результат).
Будущее время Θα διαβάζω αύριο. – Я буду читать завтра. Θα διαβάσω αύριο. – Я прочитаю завтра.
Повелительное накл. Διάβαζε περισσότερο! – Читай больше! (вообще) Διάβασε το! – Прочитай это! (конкретно)
Сослагательное накл. Θέλω να διαβάζω. – Я хочу читать. Θέλω να διαβάσω. – Я хочу прочитать.

Практический совет для студента

Учите глаголы сразу парами. Видя новый глагол, сразу спрашивайте: «А как будет его совершенный вид (аорист)?». Например:

  • αγαπάω (нсв. – любить) -> αγάπησα (св. – полюбить)

  • ανοίγω (нсв. – открывать) -> άνοιξα (св. – открыть)

Понимание видов – это не просто грамматическое упражнение, а инструмент для точного выражения своих мыслей. С практикой вы начнете чувствовать разницу так же, как и в русском языке.