Какую грамматику учить в первую очередь при изучении иностранного языка?

Именно с грамматики часто начинаются основные сложности, но правильный подход к ней делает изучение языка эффективным и осмысленным.

Грамматика – это не самоцель, а скелет языка, который позволяет «нарастить» на него лексику и сделать речь осмысленной. Учить её нужно не всю подряд, а в порядке приоритета, от самого важного к менее востребованному.

Вот структурированный план того, какую грамматику учить в первую очередь, подходящий для большинства европейских языков (английский, немецкий, французский, испанский и т.д.).

1. Фундамент: базовый синтаксис (порядок слов)

Это абсолютный приоритет №1. Прежде чем учить спряжения и склонения, нужно понять, как строится утвердительное, отрицательное и вопросительное предложение.

  • Что учить: Базовая структура предложения: Подлежащее + Сказуемое + Дополнение (SVO – Subject Verb Object). Как строятся вопросы (через инверсию, вопросительные слова) и отрицания (где ставится частица «not», «nicht», «ne...pas»).

  • Почему это важно: Даже с минимальным словарным запасом, зная порядок слов, вы сможете строить понятные фразы.

  • Пример (английский):

    • Утверждение: I [S] see [V] a cat [O]. – «Я вижу кота».

    • Вопрос: Do you see a cat? – «Ты видишь кота?»

    • Отрицание: I do not (don’t) see a cat. – «Я не вижу кота».

2. Ключевые глагольные конструкции

Глагол – двигатель предложения. Здесь фокус на настоящем времени.

  • Что учить:

    • Глагол-связка: Аналог русского «быть» (to be, sein, être, ser/estar). Он нужен для описаний (He is tall – «Он высокий»).

    • Спряжение правильных глаголов в настоящем времени (Present Simple, Präsens, Présent, Presente de indicativo) для основных местоимений (я, ты, он/она, мы, вы, они).

    • Наиболее частые неправильные глаголы (например, to be, to have, to go, to do).

    • Понятие модальных глаголов (хотеть, мочь, долженствовать): can, must, should / können, müssen, sollen / pouvoir, devoir.

  • Почему это важно: Это позволяет выражать основные действия, состояния, потребности и возможности.

  • Пример (немецкий):

    • Ich möchte [модальный глагол] Wasser trinken [инфинитив]. – «Я хочу пить воду».

3. Система местоимений

Местоимения заменяют имена существительные и постоянно используются в речи.

  • Что учить:

    • Личные местоимения (I, you, he... / ich, du, er... / je, tu, il...).

    • Притяжательные местоимения (my, your, his... / mein, dein, sein... / mon, ton, son...). Крайне важно для описания (my book, his car).

    • Указательные местоимения (this, that / dieser, jener / ce, cette).

  • Почему это важно: Позволяет избежать повторов, делать речь связной и естественной.

4. Артикли и род существительных

Для русскоязычных студентов это часто самая непривычная тема, так как в русском языке артиклей нет.

  • Что учить:

    • Понятие определенного (the, der/die/das, le/la/les) и неопределенного (a/an, ein/eine, un/une) артикля.

    • Род существительных (мужской, женский, средний). Важно учить каждое новое существительное сразу с артиклем (если он изменяемый)!

  • Почему это важно: Артикль часто несет важную смысловую нагрузку и является обязательным элементом в многих языках.

  • Пример (французский):

    • C'est un livre (какой-то, один из) – «Это книга».

    • Le livre est intéressant (конкретная, та самая книга) – «Книга интересная».

5. Основные предлоги места и времени

Они помогают ориентироваться в пространстве и во времени.

  • Что учить: in, on, at, under, next to / in, auf, an, unter, neben / dans, sur, à, sous, à côté de и т.д.

  • Пример (испанский):

    • El libro está en/sobre la mesa. – «Книга лежит на столе».

Что НЕ нужно учить в первую очередь

Не тратьте силы и время на сложные и редкие конструкции на старте:

  • Все времена сразу (достаточно простого настоящего).

  • Сложные условные предложения (типа «Если бы я знал, я бы сделал»).

  • Архаичные формы и художественные приемы.

Ключевой принцип

От простого – к сложному, от частого – к редкому. Сначала добейтесь автоматизма в использовании этих пяти базовых блоков. На этом фундаменте все последующие темы (прошедшие и будущие времена, сложные предложения, пассивный залог) будут ложиться гораздо легче.

И главный совет: не учите грамматику отдельно от практики. Выучили конструкцию – сразу же придумайте с ней 5-10 своих примеров, найдите её в тексте или в диалоге.