Какую грамматику учить в первую очередь при изучении иностранного языка?
Именно с грамматики часто начинаются основные сложности, но правильный подход к ней делает изучение языка эффективным и осмысленным.
Грамматика – это не самоцель, а скелет языка, который позволяет «нарастить» на него лексику и сделать речь осмысленной. Учить её нужно не всю подряд, а в порядке приоритета, от самого важного к менее востребованному.
Вот структурированный план того, какую грамматику учить в первую очередь, подходящий для большинства европейских языков (английский, немецкий, французский, испанский и т.д.).
1. Фундамент: базовый синтаксис (порядок слов)
Это абсолютный приоритет №1. Прежде чем учить спряжения и склонения, нужно понять, как строится утвердительное, отрицательное и вопросительное предложение.
-
Что учить: Базовая структура предложения: Подлежащее + Сказуемое + Дополнение (SVO – Subject Verb Object). Как строятся вопросы (через инверсию, вопросительные слова) и отрицания (где ставится частица «not», «nicht», «ne...pas»).
-
Почему это важно: Даже с минимальным словарным запасом, зная порядок слов, вы сможете строить понятные фразы.
-
Пример (английский):
-
Утверждение: I [S] see [V] a cat [O]. – «Я вижу кота».
-
Вопрос: Do you see a cat? – «Ты видишь кота?»
-
Отрицание: I do not (don’t) see a cat. – «Я не вижу кота».
-
2. Ключевые глагольные конструкции
Глагол – двигатель предложения. Здесь фокус на настоящем времени.
-
Что учить:
-
Глагол-связка: Аналог русского «быть» (to be, sein, être, ser/estar). Он нужен для описаний (He is tall – «Он высокий»).
-
Спряжение правильных глаголов в настоящем времени (Present Simple, Präsens, Présent, Presente de indicativo) для основных местоимений (я, ты, он/она, мы, вы, они).
-
Наиболее частые неправильные глаголы (например, to be, to have, to go, to do).
-
Понятие модальных глаголов (хотеть, мочь, долженствовать): can, must, should / können, müssen, sollen / pouvoir, devoir.
-
-
Почему это важно: Это позволяет выражать основные действия, состояния, потребности и возможности.
-
Пример (немецкий):
-
Ich möchte [модальный глагол] Wasser trinken [инфинитив]. – «Я хочу пить воду».
-
3. Система местоимений
Местоимения заменяют имена существительные и постоянно используются в речи.
-
Что учить:
-
Личные местоимения (I, you, he... / ich, du, er... / je, tu, il...).
-
Притяжательные местоимения (my, your, his... / mein, dein, sein... / mon, ton, son...). Крайне важно для описания (my book, his car).
-
Указательные местоимения (this, that / dieser, jener / ce, cette).
-
-
Почему это важно: Позволяет избежать повторов, делать речь связной и естественной.
4. Артикли и род существительных
Для русскоязычных студентов это часто самая непривычная тема, так как в русском языке артиклей нет.
-
Что учить:
-
Понятие определенного (the, der/die/das, le/la/les) и неопределенного (a/an, ein/eine, un/une) артикля.
-
Род существительных (мужской, женский, средний). Важно учить каждое новое существительное сразу с артиклем (если он изменяемый)!
-
-
Почему это важно: Артикль часто несет важную смысловую нагрузку и является обязательным элементом в многих языках.
-
Пример (французский):
-
C'est un livre (какой-то, один из) – «Это книга».
-
Le livre est intéressant (конкретная, та самая книга) – «Книга интересная».
-
5. Основные предлоги места и времени
Они помогают ориентироваться в пространстве и во времени.
-
Что учить: in, on, at, under, next to / in, auf, an, unter, neben / dans, sur, à, sous, à côté de и т.д.
-
Пример (испанский):
-
El libro está en/sobre la mesa. – «Книга лежит на столе».
-
Что НЕ нужно учить в первую очередь
Не тратьте силы и время на сложные и редкие конструкции на старте:
-
Все времена сразу (достаточно простого настоящего).
-
Сложные условные предложения (типа «Если бы я знал, я бы сделал»).
-
Архаичные формы и художественные приемы.
Ключевой принцип
От простого – к сложному, от частого – к редкому. Сначала добейтесь автоматизма в использовании этих пяти базовых блоков. На этом фундаменте все последующие темы (прошедшие и будущие времена, сложные предложения, пассивный залог) будут ложиться гораздо легче.
И главный совет: не учите грамматику отдельно от практики. Выучили конструкцию – сразу же придумайте с ней 5-10 своих примеров, найдите её в тексте или в диалоге.