Как понять и использовать предлоги "à" и "de" после глаголов? (французский язык)

Прекрасный и один из самых сложных вопросов французской грамматики. Выбор предлога после глагола часто не поддается логике и является вопросом традиции, а не правил. Однако существуют общие принципы, которые помогут вам в этом разобраться.

Общий принцип: Запоминать глаголы блоками

Самый эффективный способ – не зубрить правила, а запоминать глаголы группами по смыслу или по тому, какой предлог они требуют.

1. Глаголы, требующие предлога « à »

Предлог « à » часто указывает на направление, цель, назначение или косвенное дополнение (отвечает на вопрос «кому?», «чему?»).

Основные категории глаголов с « à »:

а) Глаголы, означающие «начать», «приучить», «обучать»:

  • « commencer à » [kɔmɑ̃se a] – начать делать что-либо

    • « Il commence à comprendre. » – «Он начинает понимать.»

  • « apprendre à » – научиться что-либо делать

    • « J’apprends à nager. » – «Я учусь плавать.»

  • « enseigner à » – обучать кого-либо чему-либо

    • « J’enseigne le français à mes étudiants. » – «Я преподаю французский своим студентам.»

б) Глаголы, означающие «побуждать», «приглашать», «принуждать»:

  • « inviter à » – приглашать сделать что-либо

    • « Je t’invite à réfléchir. » – «Я приглашаю тебя подумать.»

  • « encourager à » – ободрять, поощрять, подбадривать кого-либо делать что-либо.

    • « Il m’encourage à continuer. » [il mɑ̃kuʁaʒ a kɔ̃tinɥe] – «Он подбадривает меня продолжать.» / «Он поддерживает меня в том, чтобы я продолжал.»

в) Глаголы, означающие «удаваться»/«не удаваться»:

  • « réussir à » – удаваться, преуспевать в чём-либо

    • « Il réussit à résoudre le problème. » – «Ему удаётся решить проблему.»

  • « arriver à » – суметь сделать что-либо (после усилий)

    • « J’arrive à le faire. » – «У меня получается это сделать.»

2. Глаголы, требующие предлога « de »

Предлог « de » часто указывает на происхождение, причину, исходный пункт или прямое дополнение с оттенком необходимости или возможности.

Основные категории глаголов с « de »:

а) Глаголы, означая «прекратить», «перестать»:

  • « arrêter de » – перестать делать что-либо

    • « Arrête de parler ! » – «Перестань говорить!»

  • « cessor de » – прекратить (более формальный)

    • « Il a cessé de pleuvoir. » – «Дождь прекратился.»

б) Глаголы, означающие «пытаться», «рискнуть»:

  • « essayer de » – пытаться сделать что-либо

    • « J'essaie de me souvenir. » – «Я пытаюсь вспомнить.»

  • « tenter de » – пытаться, соблазняться

    • « Elle tente de gagner. » – «Она пытается выиграть.»

в) Глаголы, выражающие необходимость или обязательство:

  • « avoir besoin de » – нуждаться в чём-либо/в том, чтобы...

    • « J’ai besoin de dormir. » – «Мне нужно поспать.»

  • « avoir envie de » – хотеть, желать

    • « J’ai envie de manger une glace. » – «Мне хочется съесть мороженое.»

3. Глаголы, которые меняют значение в зависимости от предлога

Это самая коварная группа. Здесь предлог кардинально меняет смысл.

  • penser à / penser de

    • « Penser à » – думать о ком-то/чём-то (в смысле «вспоминать», «иметь в мыслях»).

      • « Je pense à toi. » – «Я думаю о тебе.»

    • « Penser de » – иметь мнение о чём-либо.

      • « Que penses-tu de ce film ? » – «Что ты думаешь об этом фильме?»

  • parler à / parler de

    • « Parler à » – говорить с кем-либо.

      • « Je parle à mon ami. » – «Я разговариваю с другом.»

    • « Parler de » – говорить о чём-либо.

      • « Nous parlons de la pluie et du beau temps. » – «Мы говорим о погоде.» (Идиома: «o пустяках»).

  • jouer à / jouer de

    • « Jouer à » – играть в игру, в спортивную игру.

      • « jouer au football » – играть в футбол

      • « jouer aux échecs » – играть в шахматы

    • « Jouer de » – играть на музыкальном инструменте.

      • « jouer du piano » – играть на пианино

      • « jouer de la guitare » – играть на гитаре

Практический совет: Как это запомнить?

  1. Не учите глаголы изолированно. Всегда заучивайте их с управлением и с примером.

  2. Создавайте карточки (Anki):

    • На одной стороне: «Он научился плавать.»

    • На другой: « Il a appris à nager. »

  3. Читайте и слушайте много аутентичных материалов. Ваш мозг постепенно запомнит частотные конструкции.

Il n’y a pas de secret – la pratique est la clé. – Секрета нет – практика есть ключ.

Это один из тех аспектов языка, который осваивается не за один день, а путем постепенного накопления и практики.