Какие есть особенности болгарских глаголов? Сколько времен?
Система болгарского глагола – это, пожалуй, самая сложная и интересная часть грамматики для русскоязычного студента. Она радикально отличается от русской.
Если кратко: в болгарском языке 9 грамматических времён, а также уникальное пересказывательное наклонение.
Давайте разберём всё по порядку.
Ключевые особенности болгарского глагола
-
Отсутствие инфинитива
Это первое, что бросается в глаза. Вместо привычной формы «делать, говорить» используется форма 1-го лица единственного числа настоящего времени.-
Пример: Не «читать», а чета (чета) – «я читаю». Эта форма и является словарной.
-
-
Сложная система времён
Времена делятся на простые (синтетические) и сложные (аналитические). Основной принцип – противопоставление законченного и незаконченного действия. -
Наличие пересказывательного наклонения
Это особая глагольная форма, которой нет в русском языке. Она используется, чтобы показать, что говорящий передаёт информацию, которую не видел сам, а узнал от кого-то, или что он не уверен в её достоверности.
Сколько времён?
Действительно, в болгарском языке 9 времён. Не пугайтесь, они логично группируются.
I. Настоящие времена (1 время)
-
Настоящее время – описывает действие, происходящее сейчас, или общеизвестный факт.
-
Аз чета книга. – «Я читаю книгу.»
-
II. Прошедшие времена (4 основных времени)
Это ядро сложности.
-
Минало неопределено время (Аорист) – Законченное действие в прошлом, которое мы воспринимаем как единый факт. Аналог в русском: просто прошедшее время (что сделал?). См. уроки 37-39.
-
Вчера аз прочетох книга. – «Вчера я прочитал книгу.» (Факт совершения действия).
-
-
Минало несвършено время (Имперфект) – Незаконченное или повторяющееся действие в прошлом. Аналог: что делал?. См. урок 41.
-
Вчера аз четях книга. – «Вчера я читал книгу.» (Но не факт, что дочитал; процесс).
-
-
Минало предварително время (Перфект) – Действие, совершённое в прошлом, но результат которого актуален для настоящего. Аналог: часто передаётся русским настоящим временем или конструкцией с «уже». См. урок 42.
-
Аз съм чел тази книга. – «Я (уже) читал эту книгу.» (И теперь я знаю её содержание).
-
-
Минало неопределено предварителное время (Плюсквамперфект) – Действие, которое произошло раньше другого действия в прошлом. Аналог: «прошедшее совершенное». См. урок 43.
-
Когато тя дойде, аз бях чел книга. – «Когда она пришла, я уже прочитал книгу.»
-
III. Будущие времена (2 времени)
-
Бъдеще время – Простое будущее действие.
-
Аз ще чета книга. – «Я буду читать книгу.»
-
-
Бъдеще предварително время – Действие, которое будет завершено к определённому моменту в будущем.
-
До утре аз ще съм чел книга. – «К завтрашнему дню я прочитаю (буду иметь прочитанной) книгу.»
-
IV. Бонус: ещё два времени
Существуют также настоящее и прошедшее время в будущем, но они используются крайне редко, в основном в книжной речи, поэтому на начальном этапе их можно не изучать.
Самая главная особенность: Преизказно наклонение (Пересказывательное наклонение)
Это «визитная карточка» болгарского языка. У каждого из описанных выше времён (кроме настоящего) есть параллельная пересказывательная форма.
Когда используется?
-
Когда передаём чужие слова (новости, слухи).
-
Когда говорим о чём-то, что не видели своими глазами.
-
Когда сомневаемся в достоверности информации.
Как образуется? Заменяется вспомогательный глагол съм на специальную форму, или добавляется частица бил для аориста. См. урок 44.
Примеры для контраста:
| Прямое высказывание (Уверенность) | Пересказывательное наклонение (Неуверенность, чужая информация) |
|---|---|
| Той дойде вчера. «Он пришёл вчера.» (Я это видел). |
Той дошъл вчера. «Говорят, он пришёл вчера / Якобы он вчера пришёл.» (Мне сказали, но я не уверен). |
| Тя е болна. «Она больна.» (Я это знаю точно). |
Тя била болна. «Говорят, она больна.» (Так сказали). |
| Той чете. «Он читает.» (Я это вижу). |
Той чел. «Говорят, он читает / Якобы он читает.» (Мне кажется, или кто-то сказал). |
Практический вывод для вас
-
Не пугайтесь количества времён. Сначала сосредоточьтесь на трёх ключевых: Настоящем, Аористе (что сделал?) и Имперфекте (что делал?).
-
Освойте принцип «законченности/незаконченности» действия – это основа.
-
Уделите особое внимание Пересказывательному наклонению. Начинайте распознавать его в речи, даже если сами пока не будете активно использовать. Его понимание – ключ к естественному восприятию болгарской речи.
Система глагола – это конструктор. Выучив основы (вспомогательные глаголы и причастия), вы сможете строить все времена. Это сложно, но очень логично и красиво.