Как понять, когда использовать артикль "de", а когда "het" (нидерландский язык)?
В большинстве случаев артикль нужно просто запоминать вместе с существительным. Однако существует ряд четких правил и закономерностей.
Суть проблемы
В нидерландском языке исторически было три рода (мужской, женский, средний), но в современном языке мужской и женский род для практических целей объединились в общий род (de-woord). Средний род остался отдельно (het-woord).
-
de – используется для существительных общего рода (мужского и женского). Примерно 2/3 всех существительных используют de.
-
het – используется для существительных среднего рода. Примерно 1/3 всех существительных.
Теперь перейдем к правилам.
Правила для артикля «het» (более предсказуемы)
Запомните эти категории, их меньше, и это ваш главный ориентир.
-
Все уменьшительно-ласкательные существительные (уменьшительные формы):
-
Форма на -je, -tje, -pje, -etje и т.д.
-
de bank (диван) -> het bankje (диванчик)
-
de man (мужчина) -> het mannetje (человечек, мужчинка)
-
de boom (дерево) -> het boompje (деревце)
-
het kind (ребенок) -> het kindje (ребеночек)
-
-
Существительные, обозначающие языки:
-
het Nederlands (нидерландский язык)
-
het Engels (английский язык)
-
het Russisch (русский язык)
-
-
Слова, заимствованные из других языков и оканчивающиеся на суффиксы -um, -isme, -ment:
-
het museum (музей)
-
het parcours (трасса, маршрут) – хотя здесь нет суффикса, это заимствование, часто оно тоже среднего рода
-
het idealisme (идеализм)
-
het medicament (лекарственное средство)
-
-
Почти все слова, оканчивающиеся на -sel:
-
het beginsel (принцип)
-
het voedingssel (пища, питательное вещество)
-
Правила для артикля «de» (более многочисленны)
-
Все существительные, обозначающие людей (по их природе или профессии):
-
de man (мужчина), de vrouw (женщина)
-
de student (студент), de docent (преподаватель)
-
Исключение: het kind (ребенок) и het meisje (девочка) – потому что это уменьшительная форма от de meid.
-
-
Все существительные, оканчивающиеся на «-heid», «-teit», «-de», «-te»:
-
de moeilijkheid (трудность)
-
de universiteit (университет)
-
de liefde (любовь)
-
de hoogte (высота)
-
-
Большинство существительных, оканчивающихся на «-ing», «-ij», «-er», «-ie»:
-
de vergadering (совещание)
-
de bakkerij (пекарня)
-
de leraar (учитель)
-
de politie (полиция)
-
-
Все множественные числа:
-
het boek (книга) -> de boeken (книги)
-
het huis (дом) -> de huizen (дома)
-
Что делать, если правило не подходит?
-
Запоминать слово сразу с артиклем. Не учите просто tafel (стол). Учите de tafel. В словаре или приложении всегда смотрите артикль.
-
Использовать мнемонику. Например, придумать ассоциацию: «ДЭрево – de boom», «ДЭнь – de dag», «ХЭй, окошко – het raam».
-
Практиковаться с помощью онлайн-упражнений. Есть много сайтов с тестами на определение артикля.
-
Обращать внимание на указательные местоимения. Они тоже зависят от рода:
-
de-слово -> deze (этот) / die (тот)
-
het-слово -> dit (это) / dat (то)
-
Пример:
-
Deze man (этот мужчина) – мы видим deze, значит, слово man – de.
-
Dit huis (этот дом) – мы видим dit, значит, слово huis – het.