Как понять, когда использовать артикль "de", а когда "het" (нидерландский язык)?

В большинстве случаев артикль нужно просто запоминать вместе с существительным. Однако существует ряд четких правил и закономерностей.

Суть проблемы

В нидерландском языке исторически было три рода (мужской, женский, средний), но в современном языке мужской и женский род для практических целей объединились в общий род (de-woord). Средний род остался отдельно (het-woord).

  • de – используется для существительных общего рода (мужского и женского). Примерно 2/3 всех существительных используют de.

  • het – используется для существительных среднего рода. Примерно 1/3 всех существительных.

Теперь перейдем к правилам.

Правила для артикля «het» (более предсказуемы)

Запомните эти категории, их меньше, и это ваш главный ориентир.

  1. Все уменьшительно-ласкательные существительные (уменьшительные формы):

    • Форма на -je, -tje, -pje, -etje и т.д.

    • de bank (диван) -> het bankje (диванчик)

    • de man (мужчина) -> het mannetje (человечек, мужчинка)

    • de boom (дерево) -> het boompje (деревце)

    • het kind (ребенок) -> het kindje (ребеночек)

  2. Существительные, обозначающие языки:

  3. Слова, заимствованные из других языков и оканчивающиеся на суффиксы -um, -isme, -ment:

    • het museum (музей)

    • het parcours (трасса, маршрут) – хотя здесь нет суффикса, это заимствование, часто оно тоже среднего рода

    • het idealisme (идеализм)

    • het medicament (лекарственное средство)

  4. Почти все слова, оканчивающиеся на -sel:

    • het beginsel (принцип)

    • het voedingssel (пища, питательное вещество)

Правила для артикля «de» (более многочисленны)

  1. Все существительные, обозначающие людей (по их природе или профессии):

    • de man (мужчина), de vrouw (женщина)

    • de student (студент), de docent (преподаватель)

    • Исключение: het kind (ребенок) и het meisje (девочка) – потому что это уменьшительная форма от de meid.

  2. Все существительные, оканчивающиеся на «-heid», «-teit», «-de», «-te»:

    • de moeilijkheid (трудность)

    • de universiteit (университет)

    • de liefde (любовь)

    • de hoogte (высота)

  3. Большинство существительных, оканчивающихся на «-ing», «-ij», «-er», «-ie»:

    • de vergadering (совещание)

    • de bakkerij (пекарня)

    • de leraar (учитель)

    • de politie (полиция)

  4. Все множественные числа:

    • het boek (книга) -> de boeken (книги)

    • het huis (дом) -> de huizen (дома)

Что делать, если правило не подходит?

  1. Запоминать слово сразу с артиклем. Не учите просто tafel (стол). Учите de tafel. В словаре или приложении всегда смотрите артикль.

  2. Использовать мнемонику. Например, придумать ассоциацию: «ДЭрево – de boom», «ДЭнь – de dag», «ХЭй, окошко – het raam».

  3. Практиковаться с помощью онлайн-упражнений. Есть много сайтов с тестами на определение артикля.

  4. Обращать внимание на указательные местоимения. Они тоже зависят от рода:

    • de-слово -> deze (этот) / die (тот)

    • het-слово -> dit (это) / dat (то)

Пример:

  • Deze man (этот мужчина) – мы видим deze, значит, слово man – de.

  • Dit huis (этот дом) – мы видим dit, значит, слово huis – het.