Что такое "биньян" в иврите? Объясните систему глаголов.

Бинья́н (בִּנְיָן, мн.ч. בִּנְיָנִים – «биньяни́м») – это глагольная порода или шаблон спряжения в иврите. Это фундаментальная концепция, без понимания которой овладеть глагольной системой иврита невозможно. Представьте себе конструктор: корень (שֹׁרֶשׁ – «шо́реш») – это набор согласных, несущих основное значение, а биньян – это «форма» или «рамка», в которую этот корень вставляется, определяя залог, направленность действия и его интенсивность. См. также: уроки иврита для начинающих.

Почему система биньянов сложна (и важна) для русскоязычных?

  • В русском языке нет прямого аналога. Залоги (действительный, страдательный, возвратный) и виды глагола (совершенный/несовершенный) выражаются иначе.

  • Один корень + разные биньяны = разные глаголы (часто с родственными, но разными значениями).

  • Каждый биньян имеет свои строгие правила спряжения по временам (настоящее, прошедшее, будущее), лицам, родам и числам. Знание биньяна позволяет правильно спрягать любой глагол, относящийся к нему, если известен корень.

7 Биньянов (от наиболее частотных к менее):

  1. פָּעַל (паа́ль)

    • Значение: Простое действие, активный залог. Самый распространенный биньян.

    • Аналог (условно): Инфинитив / несовершенный вид в русском (делать, писать, читать).

    • Пример (корень כ.ת.ב – писать):

      • Инфинитив: לִכְתֹּב (лихто́в) – писать

      • Наст. вр. (м.р. ед.ч.): כּוֹתֵב (коте́в) – пишет

      • Прош. вр. (3л. м.р. ед.ч.): כָּתַב (ката́в) – он написал

      • Буд. вр. (3л. м.р. ед.ч.): יִכְתֹּב (ихто́в) – он напишет

  2. פִּעֵל (пиэ́ль)

    • Значение: Интенсивное, активное действие; часто делает действие многократным, тщательным или указывает на приведение в какое-либо состояние. Иногда образует названия профессий.

    • Аналог (условно): Усиленное значение (не просто говорить, а беседовать; не просто ломать, а разбивать вдребезги).

    • Пример (корень ל.מ.ד – учить):

      • Инфинитив: לְלַמֵּד (леламе́д) – учить (кого-то)

      • Наст. вр. (м.р. ед.ч.): מְלַמֵּד (меламе́д) – он учит (других)

      • Прош. вр. (3л. м.р. ед.ч.): לִמֵּד (лиме́д) – он научил (кого-то)

      • Пример (корень שׁ.ב.ר – ломать): שִׁבֵּר (шибе́р) – он разбил (на куски) (в Паале: שָׁבַר [шава́р] – он сломал).

  3. הִפְעִיל (hифъи́ль)

    • Значение: Причинное действие. Побуждение к действию, приведение в состояние. «Заставить кого-то сделать что-то» или «стать причиной чего-то».

    • Аналог (условно): Каузатив (не просто вставать, а поднимать (заставить встать); не просто учиться, а обучать (заставить учиться)).

    • Пример (корень כ.ת.ב – писать):

      • Инфинитив: לְהַכְתִּיב (леhахти́в) – диктовать (заставлять писать под диктовку)

      • Наст. вр. (м.р. ед.ч.): מַכְתִּיב (махти́в) – он диктует

      • Прош. вр. (3л. м.р. ед.ч.): הִכְתִּיב (hихти́в) – он продиктовал

    • Пример (корень ב.א.א – приходить): הִבִיא (hиви́) – он принес (заставил прийти), הֵבִיא (hэви́) – он привел (кого-то).

  4. הִתְפַּעֵל (hитпаэ́ль)

    • Значение: Возвратное или взаимное действие. Действие, направленное на себя, или действие, совершаемое совместно/взаимно. Часто выражает изменение состояния субъекта.

    • Аналог (условно): Возвратные глаголы на -ся/-сь (мыться, одеваться) или взаимные (встречаться, переписываться).

    • Пример (корень ל.ב.שׁ – одевать):

      • Инфинитив: לְהִתְלַבֵּשׁ (леhитлабе́ш) – одеваться

      • Наст. вр. (м.р. ед.ч.): מִתְלַבֵּשׁ (митлабе́ш) – он одевается

      • Прош. вр. (3л. м.р. ед.ч.): הִתְלַבֵּשׁ (hитлабе́ш) – он оделся

    • Пример (корень כ.ת.ב – писать): הִתְכַּתֵּב (hиткате́в) – переписываться (друг с другом).

  5. נִפְעַל (нифъа́ль)

    • Значение: Страдательный залог от Пааля (פָּעַל). Действие совершается над субъектом.

    • Аналог (условно): Страдательный залог (быть написанным, быть сделанным, быть открытым).

    • Пример (корень כ.ת.ב – писать):

      • Инфинитив: לְהִכָּתֵב (леhикате́в) – быть написанным

      • Наст. вр. (м.р. ед.ч.): נִכְתָּב (нихта́в) – он пишется (кем-то), его пишут

      • Прош. вр. (3л. м.р. ед.ч.): נִכְתַּב (нихта́в) – он был написан

    • Пример (корень פ.ת.ח – открывать): נִפְתַּח (нифта́х) – он был открыт / открылся (дверь).

  6. פֻּעַל (пуа́ль)

    • Значение: Страдательный залог от Пиэля (פִּעֵל). Действие совершается над субъектом, но с оттенком интенсивности или состояния, приданного Пиэлем.

    • Аналог (условно): Страдательный залог для усиленных действий (быть изучаемым, быть отремонтированным).

    • Пример (корень ל.מ.ד – учить):

      • Инфинитив: לְלֻמָּד (лелума́д) – быть изучаемым (интенсивно)

      • Наст. вр. (м.р. ед.ч.): מְלֻמָּד (мелума́д) – он изучается (интенсивно)

      • Прош. вр. (3л. м.р. ед.ч.): לֻמַּד (лума́д) – он был изучен (интенсивно)

    • Пример (корень א.ה.ב – любить): פֹּהַב (поа́в) – был любим (страстно) (В Пиэле: אִהֵב [ихэ́в] – он любил (страстно)).

  7. הֻפְעַל (hуфъа́ль)

    • Значение: Страдательный залог от hифъиля (הִפְעִיל). Действие совершается над субъектом, но вызвано кем-то/чем-то другим (каузативное значение в страдательном залоге).

    • Аналог (условно): Быть приведенным (кем-то), быть выученным (кем-то), быть включенным (кем-то).

    • Пример (корень כ.ב.שׁ – покорять, включать (тех.)):

      • Инфинитив: לְהֻכְבָּשׁ (леhухба́ш) – быть покоренным, быть включенным (напр., свет)

      • Наст. вр. (м.р. ед.ч.): מֻכְבָּשׁ (мухба́ш) – он покоряется / он включен (свет)

      • Прош. вр. (3л. м.р. ед.ч.): הֻכְבַּשׁ (hухба́ш) – он был покорен / он был включен (свет)

    • Пример (корень ב.א.א – приходить): הֻבָא (huва́) – он был принесен (кем-то). (В hифъиле: הֵבִיא [hэви́] – он принес).

Как спрягаются глаголы внутри биньяна?
Спряжение определяется:

  1. Биньян (задает основную модель огласовок и приставок).

  2. Время (עבר – прош., הוה – наст., עתיד – буд., ציווי – повелит.).

  3. Лицо и число (1, 2, 3 л.; ед., мн. ч.).

  4. Род (муж., жен. – во всех временах, кроме инфинитива).

  5. Корень (3 или 4 согласные, вставляемые в шаблон биньяна).

Пример спряжения в настоящем времени (пааль, корень כ.ת.ב):

Лицо/Род/Число Иврит Перевод
Я (м.р.) אֲנִי כּוֹתֵב я пишу
Я (ж.р.) אֲנִי כּוֹתֶבֶת я пишу
Ты (м.р.) אַתָּה כּוֹתֵב ты пишешь
Ты (ж.р.) אַתְּ כּוֹתֶבֶת ты пишешь
Он הוּא כּוֹתֵב он пишет
Она הִיא כּוֹתֶבֶת она пишет
Мы (м.р.) אֲנַחְנוּ כּוֹתְבִים мы пишем (м.р. группа/смеш.)
Мы (ж.р.) אֲנַחְנוּ כּוֹתְבוֹת мы пишем (ж.р. группа)
Вы (м.р.) אַתֶּם כּוֹתְבִים вы пишете (м.р.)
Вы (ж.р.) אַתֶּן כּוֹתְבוֹת вы пишете (ж.р.)
Они (м.р.) הֵם כּוֹתְבִים они пишут (м.р.)
Они (ж.р.) הֵן כּוֹתְבוֹת они пишут (ж.р.)

Ключевые принципы изучения биньянов:

  1. Учите корень и биньян вместе: Глагол = Корень + Биньян. Не учите глаголы изолированно.

  2. Начните с пааля: Это основа. Освойте его спряжение во всех временах.

  3. Уделите внимание пиэлю и hифъилю: Это следующие по важности активные биньяны.

  4. hитпаэль – ваш друг: Очень частотен для возвратных/взаимных действий.

  5. Пассивные (нифъаль, пуаль, hуфаль): Изучайте их после активных, понимая, от какого активного биньяна они образованы (нифъаль ← пааль, пуаль ← пиэль, hуфъаль ← hифъиль).

  6. Используйте ресурсы с разбором: Сайты вроде Pealim.com незаменимы – они показывают корень, биньян и все формы спряжения.

  7. Практика, практика, практика: Составляйте предложения, спрягайте глаголы в разных биньянах от одного корня (напр., что значит корень ש.ב.ר [ломать] в паале, пиэле, hифъиле?).

  8. Не зубрите все сразу: Осваивайте биньяны постепенно, по мере их появления в учебных материалах.

Пример для осознания важности корня и биньяна (Корень: ר.ק.ד – танцевать):

  • пааль (פָּעַל): רָקַד (рака́д) – он танцевал (простое действие).

  • пиэль (פִּעֵל): רִקֵּד (рике́д) – он заставлял танцевать, организовывал танец (интенсивное/каузативное).

  • hитпаэль (הִתְפַּעֵל): הִתְרַקֵּד (hитраке́д) – он танцевал (с удовольствием, выражая эмоции), пустился в пляс (возвратное/изменение состояния).

Вывод: Биньяны – это система шаблонов, организующих глаголы иврита по залогам и видам действия. Понимание этой системы – ключ к эффективному освоению глагольной системы. Хотя это требует усилий, особенно на начальном этапе, логика биньянов в итоге упрощает запоминание и использование глаголов. Учите их последовательно, в связке с корнями, и используйте качественные ресурсы для проверки форм. בהצלחה! Успехов!