Какие бывают уровни владения иностранным языком?

Система CEFR (Common European Framework of Reference for Languages) – это общеевропейская шкала, которая стала мировым стандартом для оценки уровня владения языком. Её используют в учебниках, курсах, экзаменах (IELTS, TOEFL, DELE, Goethe-Zertifikat и др.) и при приёме на работу/учебу. В системе CEFR знания и умения учащихся подразделяются на три крупных категории, которые далее делятся на шесть уровней:

A Элементарное владение

A1 Уровень выживания
A2 Предпороговый уровень

B Самодостаточное владение

B1 Пороговый уровень
B2 Пороговый продвинутый уровень

C Свободное владение

C1 Уровень профессионального владения
C2 Уровень владения в совершенстве

Подробнее о каждом уровне с примерами

Уровень Характеристика Примеры
A1 Понимаете и используете знакомые фразы для базовых нужд. ◻ Представиться, назвать возраст, страну.
◻ Заказать еду/напиток.
◻ Спросить «сколько стоит?», «где туалет?».
◻ Понимать медленную речь с паузами.
A2 Понимаете отдельные предложения по темам: семья, покупки, работа. Говорите просто. ◻ Рассказать о семье, хобби, работе (3-4 фразы).
◻ Купить билет, заказать такси.
◻ Описать прошлое событие («Вчера я ходил в кино»).
◻ Читать короткие SMS/объявления.
B1 Понимаете основные идеи ясной речи/текстов. Говорите связно в знакомых ситуациях. ◻ Объяснить планы, мечты, мнение.
◻ Поддержать разговор о путешествиях, культуре.
◻ Написать письмо другу.
◻ Смотреть простые сериалы с субтитрами.
B2 Понимаете сложные тексты и речь. Говорите бегло и спонтанно, даже с носителями. ◻ Участвовать в дискуссиях, защищать точку зрения.
◻ Читать статьи, аналитические тексты.
◻ Писать детальные эссе/отчеты.
◻ Понимать новости, большинство фильмов без субтитров.
C1 Понимаете скрытые смыслы, длинные тексты. Говорите бегло, точно, в любом стиле. ◻ Вести переговоры, презентации.
◻ Читать художественную литературу, научные работы.
◻ Писать сложные тексты (анализ, аргументация).
◻ Понимать сленг, иронию, акценты.
C2 Понимаю всё на слух и при чтении. Говорю как образованный носитель. ◻ Участвовать в академических/философских дебатах.
◻ Писать литературные тексты, научные труды.
◻ Чувствовать тончайшие оттенки смысла, юмор, культурные аллюзии.

Важные уточнения:

  1. Переход между уровнями — нелинейный: От A2 до B1 прогресс идет быстрее, чем от B2 до C1. Переход B2 → C1 Требует качественного скачка: изучение абстрактной лексики, подтекстов, регистров (официальный/неформальный), умение аргументировать на уровне носителя. А C1 → C2 достигается через годы тонкой шлифовки: полное устранение акцента (не всегда), владение диалектами, глубокое понимание культурного контекста, абсолютная грамотность.

  2. Активный vs Пассивный словарь: На C1 вы понимаете 10 000+ слов, но активно используете 5 000–7 000. На C2 активный словарь приближается к 15 000–20 000+.

  3. Субъективность «свободного владения»: Для туризма хватит B1, для работы инженером за рубежом — B2/C1, для филолога — C2.

  4. Экзамены ≠ абсолют: Сертификат C1 подтверждает уровень на момент экзамена. Без практики навыки теряются.