Изучаем французский язык с нуля! |
Урок 12
Звук [ã]
Французский звук | Похожий на него русский звук | Французские буквы и буквосочетания | Примечания |
носовой гласный [ã] |
отсутствует |
an |
Буквосочетания an, am, en, em читаются как [ã], либо если они выступают на конце слога, либо если после них следует любая согласная буква, кроме m, n. Слово femme f (женщина) читается как [fam]. Также обозначается [ɑ̃] |

Для того чтобы освоить последний из носовых французских гласных, нужно использовать уже хорошо известный вам прием «мычание с открытым ртом»: не прекращая мычать, произнесите звук [а]. Это и даст носовое [ã]. Следите за тем, чтобы призвука [n] у носового [ã] не было.
Упражнение № 1. Произнесите:
1. [а — ã], [а — a:z - ã]
2. [ma:z — mã], [da:z — dã]
3. [mã — tã — dã — ʃã - ʒã — lã — kã]
4. [mã:t — tã:t — ʃã:t — gã:t — pã:t]
5. [kã:p — lã:p — rã:p - vã:p]
6. [sã:s - dã:s — lã:s — pã:s — ʃã:s]
Упражнение № 2. Прочтите и запомните слова:
maman [mamã] f — мама
lampe [lãp] f — лампа
dans [dã] — в (предлог)
sans [sã] — без
temps [tã] m — время; погода (буквосочетание ps
в этом слове не читается)
dimanche [dimã:ʃ] m — воскресенье; в воскресенье
la France [lafrã:s] — Франция
français [frãsɛ] m, française [frãsɛ:z] f —
французский, -ая, -oe
langue [lã:g] f — язык (в разных значениях)
centre [sã:tr] m — центр
décembre [desã:br] m — декабрь
souvent [suvã] — часто
enfant [ãfã] m — ребенок
chanter [ʃãte] — петь
chanson [ʃãsɔ̃] f — песня
encore [ãkɔ:r] — еще
étudiant [etydjã] m — студент
étudiante [etydjã:t] f — студентка
то между [ã] и последующим гласным вставляется звук [n] или [m] —
в зависимости от того, что́ пишется в слове со звуком [ã]. Например:
en hiver [ãnivɛ:r] — зимой (в зимнее время)
Однако, между подлежащим, выраженным не местоимением, и сказуемым связывания не будет:
maman arrive [mamã ari:v] — мама приезжает
то между [ã] и гласным следующего слова вставляется звук [z]. Например:
dans une ville [dãzynvil] — в городе
sans un mot [sãzœ̃mo] — без единого слова
то между [ɛ] и гласным следующего слова вставляется звук [t]. Например:
il est étudiant [ilɛtetydjã] — он студент
le temps est admirable [lətãmɛtadmirabl] pour se promener — чудесная погода для прогулки
Данное связывание необязательно.
Упражнение № 3. Прочтите, перепишите и переведите. Не забывайте при чтении вставлять [n], [m], [z] или [t] в выделенных позициях:
Il est encore un enfant.
Ma maman aime la France et la langue française.
Où est le centre de la France ?
Il veut chanter une belle chanson italienne.
En hiver le garçon est souvent malade.
Un étudiant peut faire ce travail.
Il veut habiter dans une ville italienne.
Le père de cette femme est écrivain
Звук [ɳ]
Французский звук | Похожий на него русский звук | Французские буквы и буквосочетания |
согласный [ɳ] |
[нь] как в слове осенью |
gn |
Упражнение № 4. Прочтите слова и запомните их:
montagne [mɔ̃taɳ] f — гора
ligne [liɳ] f — линия
signer [siɳe] — подписывать
compagnie [kɔ̃paɳi] f — компания
(группа лиц, проводящих вместе время; фирма)
campagne [kãpaɳ] f — деревня
magnifique [maɳifik] m, f — великолепный, -ая, -ое
espagnol [ɛspaɳɔl] m, espagnole [ɛspaɳɔl] f — испанский, -ая,-ое
vignoble [viɳɔbl] m — виноградник
Упражнение № 5. Прочтите, перепишите и переведите:
Elle aime les montagnes.
Il travaille dans une compagnie espagnole.
Signez votre livre !
Mon vignoble est loin de la maison.
Le temps est magnifique aujourd’hui.
Упражнение № 6. A теперь, когда вы освоили правила чтения и запомнили немало французских слов, повторим пройденное. Прочтите широко известное стихотворение без названия французского поэта Поля Верлена (1844—1896) и переведите его при помощи словаря, помещенного после стихотворения. Если этого словаря окажется недостаточно, смотрите в ваш французско-русский словарь. Сравните ваш перевод с тремя переводами разных авторов и оцените, насколько они близки к оригиналу. Выучите наизусть оригинал и понравившийся вам перевод. Итак:
Paul Verlaine
* * *
Il pleure dans mon cœur Comme il pleut sur la ville ; Quelle est cette langueur Qui pénètre mon cœur ? |
Il pleure sans raison Dans ce cœur qui s’écœure. Quoi ! nulle trahison ?... Ce deuil sans raison. |
О bruit doux de la pluie Par terre et sur les toits ! Pour un cœur qui s’ennuie О le chant de la pluie ! |
C’est bien la pire peine De ne savoir pourquoi Sans amour et sans haine Mon cœur a tant de peine ! |
Комментарии
Я на этом уроке не обратила внимания, а сейчас понимаю, что носовые звуки надо уже сейчас учиться различать. На слух без текста слова очень сложно распознать.