Изучаем турецкий язык с нуля!
Ders 2


Урок 2. Законы гармонии гласных и согласных

Словарь урока

ağaç - дерево
deniz - море
doktor - врач
dünya - мир, вселенная
göz - глаз
gül - роза
hoş - хороший, хорошо
kuş - птица
mektup - письмо
müdür - начальник
oda - комната
otobüs - автобус
silgi - тряпка, губка
   (для вытирания)
söz - слово
sözlük - словарь
tahta - школьная доска
televizyon - телевизор
vurgu - ударение
yıldız -звезда
yoğurt - йогурт

Вопросительные местоимения

В турецком языке для выражения вопроса Кто это? Что это? используются указательные местоимения bu, şu, o в сочетании с вопросительными словами kim (кто), ne (что). Когда речь идёт о животных, используют вопрос Bu ne?

Bu ne? Bu masa.
Bu kim? Bu Ali.

Принцип нёбного притяжения

Главной чертой фонетического строя турецкого языка является сингармонизм гласных и согласных. Действие сингармонизма гласных состоит в том, что в корнях слов качество гласной первого слога определяет качество гласных последующих слогов. Это явление не распространяется на корни заимствованных слов, однако с железной последовательностью действует при наращении различных аффиксов (суффиксов) для выражения различных лексических и грамматических значений слова.

Все гласные турецкого языка подразделяются на две группы:

Нёбные:
Ненёбные:
  e i ö ü
a ı о u
  (Гласные переднего ряда)
(Гласные заднего ряда)

При произнесении гласных заднего ряда язык несколько отодвинут назад (не соприкасается с нёбом), при произнесении гласных переднего ряда, он выдвинут вперед (соприкасается с нёбом). Поэтому они так называются. Последите за языком, и всё будет понятно. Если слежка не удается, наймите сыщика, который будет за ним следить :-).

Гласные в корне одного исконно турецкого слова могут быть только небными или только ненебными.

Deniz
Tavuk

Однако, в турецком языке существует огромное количество заимствованных слов, в корне которых эта закономерность нарушается. Данное правило действует при присоединении к корням (основам слов) различных суффиксов. Рассмотрим аффиксы множественного числа для демонстрации этого фонетического явления языка.

Множественное число

Для выражения количества предметов, лиц, явлений и т.д. в турецком языке используются два аффикса lar и ler, присоединяющиеся непосредственно к корню слова.

Итак, в соответствии с принципом нёбного притяжения, если последний слог слова содержит гласные a ı o u, то присоединяется аффикс lar, если же гласные e i ö ü, то ler:

a ı o u → lar: masa + lar, kapı + lar, televizyon + lar, okul + lar
e i ö ü → ler: çiçek + ler, şehir + ler, söz + ler, gözlük + ler

Упражнение 2.1. Образуйте множественное число существительных.

Araba, masa, öğretmen, sıra, aile, kedi, ders, pencere, çiçek, baba, çanta, müdür, defter, dolap, ev, şehir, öğrenci, kitap, silgi, otobüs, kalem, doktor, köpek, cetvel, tahta, gül, oğul, ağaç

Ключ

Упражнение 2.2. Переведите на турецкий язык.

Столы, собаки, окна, машины, друзья, студенты, улицы, тетради, шкафы, дома, сумки, цветы, сыновья, линейки, парты, автобусы, книги, уроки, ручки, деревья, кошки.

Ключ

Упражнение 2.3. Переведите на русский язык.

Kitaplar, kalemler, çiçekler, tahtalar, öğrenciler, köpekler, sıralar, cetveller, ağaçlar, şehirler, öğretmenler, doktorlar, evler, çantalar, dolaplar, dersler, defterler, ablalar, arabalar, masalar.

Вопросительная частица

Если в русском языке вопрос общего типа Это стол? задается с помощью повышения интонации вверх, то в турецком языке для аналогичного вопроса, кроме интонационных средств, используется еще и вопросительная частица , которая имеет свои фонетические варианты (mı, mi, mu, mü) и пишется отдельно от слова. Выбор фонетического варианта любого аффикса определяется законом гармонии гласных. Рассмотрим его.

Закон гармонии гласных

Закон гармонии гласных складывается из рассмотренного выше принципа небного притяжения и принципа губного притяжения.

Гласные турецкого языка подразделяются на негубные и губные:

Негубными являются a ı e i
Губными являются o u ö ü

При нормальном положении губ получаются неогубленные гласные, когда губы вытянуты трубочкой — огубленные.

Суть закона гармонии гласных состоит в том, что при наращении аффиксов к слову за негубными ненебными гласными a ı может следовать только негубный ненебный гласный, т.е. ı;
за негубными небными e i только негубный небный i;
за губными ненебными o u только губный ненебный гласный u; за губными небными ö ü только губный небный ü

A → I
E → İ
O → U
Ö → Ü

То есть, качество гласной последнего слога слова определяет качество гласной аффикса.

Если последний слог слова содержит гласную a или ı, то аффикс может содержать только ı:

Bu, masa mı? - Это стол?
Bu, atkı mı? - Это шарф?

Если последний слог слова содержит гласную e или i, то аффикс может содержать только i:

Bu, defter mi? - Это тетрадь?
Bu, öğrenci mi? - Это студент?

Если последний слог слова содержит гласную o или u, то аффикс может содержать только u:

Bu, doktor mu? - Это врач?
Bu, oğul mu? - Это сын?

Если последний слог слова содержит гласную ö или ü, то аффикс может содержать только ü:

Bu, söz mü? - Это слово?
Bu, müdür mü? - Это начальник?

При добавлении аффиксов (суффиксов) к слову всегда действует закон гармонии гласных, от которого и зависит какая гласная будет в добавляемых аффиксах.
A (I) → I (Bu, masa mı?)
E (İ) → İ (Bu, defter mi?)
O (U) → U (Bu, doktor mu?)
Ö (Ü) → Ü (Bu, söz mü?)

Упражнение 2.4. Задайте вопрос

Bu, salon ?
Bu, araba ?
Bu, yoğurt ?
Bu, ev ?
Bu, baba ?
Bu, deniz ?
Bu, köpek ?
Bu, kuş ?
Bu, kitap ?
Bu, sözlük ?
Bu, tahta ?
Bu, dört ?
Bu, cetvel ?
Ключ
Bu, söz ?
Bu, kalem ?
Bu, oda ?
Bu, gül ?
Bu, çiçek ?
Bu, arı ?
Bu, köylü ?
Bu, yıldız ?
Bu, mektup ?
Bu, dolap ?
Bu, sokak ?
Bu, vurgu ?
Bu, televizyon ?
Ключ
Bu, oğul ?
Bu, terbiye ?
Bu, abla ?
Bu, göz ?
Bu, motor ?
Bu, hoş ?
Bu, dünya ?
Bu, aile ?
Bu, kedi ?
Bu, radyo ?
Bu, kuzu ?
Bu, arkadaş ?
Ключ

Упражнение 2.5. Переведите на турецкий язык.

Это книга? Это шкаф?
Это тетрадь? Это дверь?
Это собака? Это друг?
Это роза? Это словарь?
Это мама? Это студент?
Это дом? Это окно?
Это парта? Это машина?
Это письмо? Это комната?

К сожалению, не ко всем упражнениям есть ответы... :( Если есть вопросы, задавайте в комментариях, кто-нибудь когда-нибудь обязательно ответит! ;-)
Также можете оставить ваш вариант ключа, и когда большое количество изучающих подтвердит его правильность, он будет добавлен к уроку.

Упражнение 2.6. Переведите на русский язык.

Bu, gül mü? Bu, aile mi? Bu, söz mü? Bu, kitap mı? Bu, pencere mi? Bu, dolap mı? Bu, şehir mi? öğrenci mi? Bu, ev mi? Bu, araba mı? Bu, mektup mu? Bu, kedi mi? Bu, çanta mı? Bu, yıldız mı? Bu, radyo mu? Bu, oda mı? Bu, oğul mu? Bu, köpek mi? Bu, defter mi? Bu, insan mı?

Отрицательная частица değil

Для отрицательного ответа на вопрос общего типа Это стол? / Нет, это не стол используется отрицательная частица değil, т.е. русской отрицательной частице не соответствует неизменяемая турецкая değil, стоящая после имени существительного.

Bu, masa mı? - Это стол?
Hayır, bu masa değil. - Нет, это не стол.

Закон гармонии согласных

Все согласные в турецком языке делятся на глухие и звонкие.

Глухие: ç f h k p s ş t
Звонкие: b c d g ğ j l m n r v y z

Суть закона гармонии согласных состоит в уподоблении согласных на стыках слогов при наращении аффиксов по принципу глухости - звонкости. Так, если слово заканчивается на глухой согласный, то присоединяющийся аффикс, если он начинается с согласной, также должен начинаться с глухой согласной.

Çiçek
Sınıf
Ağaç
Meydan
Sahil




çiçek + te
sınıf + ta
ağaç + ta
meydan + da
sahil + de

Озвончение глухих согласных на конце слов

Если слово в турецком языке оканчивается на глухой согласный p ç t к, при присоединении аффиксов, начинающихся на гласный, глухой согласный изменяется на соответствующий звонкий.

р → b
ç → с
t → d

k → g-ğ *
  mektup-u
borç-u
yoğurt-u
tat-ı
köpek-i
  mektubu
borcu
yoğurdu
tadı
köpeği

* k изменяется в g только в том случае, если букве k предшествует буква n.

Çelenk → çelengi
Renk → rengi

Во всех остальных случаях осуществляется переход kğ.

Однако, в озвончении глухих согласных на конце слов имеются исключения. Этому правилу не подчиняются:

  1. односложные слова иностранного происхождения:
    Sap → sapı
    Et → eti
    Ok → oku
    Koç → koçu
  2. заимствованные слова: hukuk, millet, merhamet, gayret
  3. имена собственные: Turgut → Turgut’a

Упражнение 2.7. Осуществите изменение.

Kitap (a) → Tat (ı) →
Ağaç (ı) → Denk (i) →
Ekmek (e) → Kulak (ı) →
Ключ

Грамматика будет объяснена в следующих уроках. В этом уроке только закон гармонии гласных и согласных. Если кому-то еще что-то не понятно, всё будет понятно позже. Всему своё время. За пару уроков язык не выучишь.

Выпадение узкого гласного в корнях слов

В корнях двусложных слов (т.е. тех, что состоят из 2х слогов), содержащих во втором слоге узкий гласный (ı, i, u, ü) при присоединении аффикса, начинающегося с гласной, происходит выпадение соответствующего узкого гласного. (Широкие гласные произносятся с широко открытым ртом, узкие гласные — при полузакрытом рте)

Şehir + i = şehri
ız + ı = ağzı
Gönül + ü = gönlü

Подобные изменения отмечаются в словаре.



Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии.

Комментарии  

+42 # Таня 13.10.2013 06:31
А когда задается вопрос общего типа с частицей mı, то указательные местоимения şu, o также могут использоваться? Или только Bu?
+8 # Archangel 29.09.2015 16:48
Да, могут.
+47 # Elena N 15.09.2014 09:38
А где добавлять свои версии ключей к упражнениям?
Попробую здесь..
Упражнение 2.5.
Bu, kitap mı? Bu, dolap mı?
Bu, defter mi? Bu,kapı mı?
Bu, köpek mi? Bu, arkadaş mı?
Bu, gül mü? Bu, sözlük mü?
Bu, anne mi? Bu, öğrenci mi?
Bu, ev mi? Bu, pencere mi?
Bu, sıra mı? Bu, araba mı?
Bu, mektup mu? Bu, oda mı?
+14 # -Creat!ve- 15.09.2014 10:13
В один из блоков комментариев, т.е. да, например, сюда.
+22 # Elena N 15.09.2014 09:43
Упражнение 2.6.
Это роза? Это семья? Это слово? Это книга? Это окно? Это шкаф? Это город?
Студент? Это дом? Это машина? Это письмо? Это кошка? Это сумка? Это звезда?
Это радио? Это комната? Это сын? Это собака? Это тетрадь? Это человек?
+17 # Elena N 30.09.2014 10:14
Упражнение 2.3.
книги, ручки, цветы, доски, ученики, собаки, парты, линейки, деревья, города , учителя, врачи, дома, сумки, шкафы, уроки, тетради, старшие сёстры, машины, столы.
+15 # Галина 25.02.2015 12:57
"в озвончении глухих согласных на конце слов имеются исключения. Этому правилу не подчиняются односложные слова" у меня следующий вопрос, а слово tat в упражнении 2.7 разве не является односложным, следовательно для него должно действовать исключение и в итоге получиться tatı, а в ключе представлено tadı. Или я что то неправильно поняла?
+14 # -Creat!ve- 25.02.2015 12:59
"Как я понял, там дан список исключений; всё, чего в списке нет - не исключение."
+10 # Галина 25.02.2015 13:27
Благодарю, я подумала, что это просто примеры :-)