Изучаем иврит с нуля!
שִעוּר שבִיעִי


Урок 7

Определенный артикль. Род. Настоящее время глагола. Числительные

Выучите следующие слова:

Перевод Произношение Иврит
простите, извините слих̣а סְלִיחָה
доброе утро бо́кер ор Подсказка בּוֹקֶר אוֹר
как поживаете (м.р.)? ма шломха? מַה שְלוֹמְךָ?
работа авода עֲבוֹדָה
о.к., хорошо, всё в порядке бэ-сэ́дэр בְּסֵדֶר
довольный мэруцэ מְרוּצֶה
ты делаешь (м.р.) ата осэ אַתָּה עוֹשֶׂה
сегодня ẋайом הַיוֹם
после ах̣арей אַחֲרֵי
я знаю (м.р.) ани йодэ́а אֲנִי יוֹדֵעַ
я иду (м.р.) ани ẋолэх אֲנִי הוֹלֵךְ
подойди! приходи! (м.р.) бо בּוֹא!
давай пойдём! бо нэлэх! בּוֹא נֵלֵך!
домой ẋа-ба́йта הַבַּיְתָה
к, в (направление) эл אֶל
ко мне элай אֶלַי
я ем (м.р.) ани охэл אֲנִי אוֹכֵל
к, в, на (управление);
предлог, обозн. дат. падеж Подсказка
лэ-, ли- לְ, לִ
я пью (м.р.) ани шотэ אֲנִי שוֹתֶה
выпьем ништэ נִשְתֶּה
с удовольствием бэ-рацон בְּרָצוֹן
пять (ж.р.) х̣амэш חָמֵש
четверть рэ́ва רֶבַע
ты (ж.р.) ат אַתְּ

מׂשֶה מַזְמִין אֶת דָוִד לְבַקֵר בְּבֵיתוֹ

Моше приглашает Давида домой

בּוֹקֶר טוֹב, מׂשֶה.
דָוִד:
בּוֹקֶר אוֹר, דוִד. מַה שְלוֹמְךָ הַיוֹם?
מׂשֶה:
תּוֹדָה, טוֹב מְאׂד.
דוד:
אֵיךְ הָעֲבוֹדָה?
משה:
בְּסֵדֶר. אֲנִי מְרוּצֶה מְאׂד.
דוד:
מָה אַתָּה עוֹשֶׂה הַיוֹם אַחֲרֵי הָעֲבוֹדָה?
משה:
אֲנִי לׂא יוֹדֵע...
דוד:
בּוֹא אֵלַי, נִשְתֶּה קָפֶה.
משה:
תּוֹדָה רַבָּה. בְּרָצוֹן. מָתַי?
דוד:
בְּשָעָה חָמֵש, חָמֵש וָרֶבַע.
משה:
טוֹב מְאׂד. תּוֹדָה רַבָּה.
דוד:
לְהִתְרָאוֹת בְּחָמֵש וָרֶבַע.
משה:

Грамматика

Определенный артикль (הַ (הָ, הֶ

Когда существительное обозначает лицо или предмет, о котором уже упоминалось, оно считается «определённым» и перед ним ставится определённый артикль. Таким образом, продолжая предложение אֲנִי רוֹאֶה בַּיִת - «я вижу дом» Подсказка - и говоря об этом же самом доме, мы употребляем слово בַּיִת с определенным артиклем:

дом большой и красивый.

הַבֵּיִת גָדוֹל וְיָפֶה

С определённым артиклем также употребляются существительные, обозначающие единичные явления, например:

Солнце греет землю.

הַשֶמֶש מְחַמֶמֶת אֶת הָאָרֶץ

Перед некоторыми буквами определённым артикль пишется הָ напр.:

женщина, работа

הָאִשָה, הָעֲבוֹדָה

Реже он произносится הֶ, например:

новый друг

הֶחָבֵר הֶחָדָש

Если перед словом с определённым артиклем есть предлог - בְּ - «в», «на» или предлог - לְ - «к», то сам артикль не произносится и не пишется, но его гласный примыкает к предлогу; например:

״בְּהָעֲבוֹדָה״   вместо   בְּעֲבוֹדָה
״בְּהַבַּיִת״   вместо   בְּבַּיִת
״לְהֶחָבֵר״   вместо   לֶחָבֶר
״לְהָאִשָה״   вместо   לָאִשָה

В сочетании «существительное с определённым артиклем + прилагательное», прилагательное также принимает артикль; например:

хороший кофе   הַקָפֶה הַטוֹב
(к) женатому брату   לָאָח הַנָשׂוּי
(к) новому другу   לֶחָבֵר הֶחָדָש
в большом доме   בַּבַּיִת הַגָדוֹל

Род

В иврите два грамматических рода: мужской и женский.

К женскому роду относятся в основном существительные, оканчивающиеся на ה□ָ или на букву ת Подсказка, например:

год, дверь, магазин, автомобиль

שָנָה, דֶלֶת, חֲנוּת, מְכוֹנִית

Остальные слова (за некоторым исключением) - мужского рода.

Путем прибавления суффиксов ה□ָ или ת, или ית□ִ к существительным мужского рода Подсказка образуются существительные женского рода, например:

дядя, тётя
דוֹד, דוֹדָה
студент, -ка
סְטוּדֶנְט, סְטוּדֶנְטִית
парикмахер, -ша
סַפָּר, סַפָּרִית
шофер (м.), шофер (ж.)
נֶהָג, נַהֶגֶת

У прилагательных также две формы: форма мужского рода и форма женского рода. Окончания женского рода такие же, как и у существительных:

хороший, -ая
טוֹב, טוֹבָה
воспитанный, -ая
מְחוּנָך, מְחוּנֶכֶת
приятный, -ая
נָעִים, נְעִימָה
еврейский, -ая
עִבְרִי, עִבְרִית

Прилагательные и существительные сочетаются в роде, например:

еврейская книга Подсказка
סֵפֶר עִבְרִי
еврейская библиотека
סִפְרִיָה עִבְרִית
хороший учитель
מוֹרֶה טוֹב
хорошая учительница
מוֹרָה טוֹבָה
воспитанный мальчик
יֶלֶד מְחוּנָךְ
воспитанная девочка
יַלְדָה מְחוּנֶכֶת
новый друг
חָבֵר חָדָש
новая подруга
חֲבֵרָה חֲדָשָה

Глагол: настоящее время - זְמַן הׂוֶה

Единственное число - Мужской и женский роды.

Для обоих родов имеются отдельные формы. У одних групп глаголов форма женского рода настоящего времени образуется путем прибавления ה□ָ к форме мужского рода, у других - прибавлением ת.

Пример спряжения.

Жен.р.
Муж.р.
אֲנִי הוֹלֶכֶת
אֲנִי הוֹלֵךְ
אַתְּ הוֹלֶכֶת
אַתָּה הוֹלֵךְ
הִיא הוֹלֶכֶת
הוּא הוֹלֵךְ
Жен.р.
Муж.р.
אֲנִי גָרָה, רוֹאָה Подсказка
אֲנִי גָר, רוֹאֶה
אַתְּ גָרָה, רוֹאָה
אַתָּה גָר, רוֹאֶה
הִיא גָרָה, רוֹאָה
הוּא גָר רוֹאֶה

Упражнения

Упражнение 1 - По приведенному выше образцу проспрягайте следующие глаголы в единственном числе, мужском и женском роде.

Я встаю, прихожу, кладу
אֲנִי קָם, בָּא, שָׂם
Я хочу, пью, делаю
אֲנִי רוֹצֶה, שוֹתֶה, עוֹשֶׂה
Я ем, сижу, говорю
אֲנִי אוֹכֵל, יוֹשֵב, אוֹמֵר

Ключ

Числительные

Числительные также имеют две формы в зависимости от рода существительных, с которыми они (числительные) употребляются.

Числительные женского рода:

ах̣ат אַחַת 1
шта́йим, штэй שְתַּיִם, שְתֵּי 2
шалош שָלוֹש 3
арбас אַרְבַּע 4
х̣амэш חָמֵש 5
шэш שֵש 6
шэ́вас שֶבַע 7
шмонэ (или шмо́нэ) שְמוֹנֶה 8
тэ́ша תֵּשַע 9
э́сэр עֶשֶׂר 10

Когда мы научимся употреблять существительные во множественном числе, мы будем широко использовать числительные, но уже сейчас мы можем употреблять числительные для указания времени, например:

который час?

מָה הַשָעָה?

Отвечая на этот вопрос, говорят подходящее число, с или без слова הַשָעָה - «час», например:

(сейчас) 9 часов.
הַשָעָה תֵּשַע.
Отвечая на вопрос: в котором часу?
בְּאֵיזוֹ שָעָה?
говорят: в 9 часов.
בְּשָעָה תֵּשַע или בְּתֵשַע.

Упражнения

Упражнение 2 - Посчитайте от 1 до 10.

Упражнение 3 - Перечислите нечётные, затем чётные числительные.

Упражнение 4 - Прочитайте вслух следующие предложения:

2. אִשְתִּי בָּאָה הַבַּיְתָה בְּשָעָה 1.
1. אֲנִי עוֹבֵד מִשָעָה 7 עַד 2.
4. אֲנִי שוֹתֶה קָפֶה בְּשָעָה 5.
3. אֲנִי אוֹכֵל אֲרוּחַת צָהֳרַיִם בְּ־3.

Ключ

Упражнение 5 - Напишите следующие предложения в женском роде.

1. הַדוֹד דָן גָר בְּחֵיפָה.
2. אֵיפׂה אַתָּה גָר?
3. אֲנִי גָר כָּאן, בִּצְפַת.
4. מָתַי אתה קָם בַּבּוֹקֶר?
5. אני קם בְּשֵש וָרֶבַע.
Ключ
6. מָה אתה אוֹכֵל? ־ סָלָט.
7. מה אתה שוֹתֶה? ־ קָפֶה
8. מָתַי אתה בָּא לָעֲבוֹדָה? ־ בְּשעה שֶבַע.
9. מה עוֹשֶׂה אָבִיךָ? ־ הוּא עוֹבֵד בָּרַדְיוֹ.
10. וְאָחִיךָ? ־ אָחִי סְטוּדֶנט.

Ключ

Упражнение 6 - Подберите ответы к следующим вопросам:

א. ״בּוֹא אֵלַי, נִשְתֶּה קפה״.
1. מָה אוֹמְרִים בַּבּוֹקֶר?
בּ. בְּחָמֵש וָרֶבַע.
2. אֵיךְ מַרְגִיש דָוִד בָּעֲבוֹדה?
ג. בּוֹקר טוב.
3. מה הוא עוֹשֶׂה אַחֲרֵי הָעבודה?
ד. הוּא יוֹשֵב בַּבַּיִת.
4. מָה אָמַר משה לְדָוִד?
ה. הוא מְרוּצֶה מְאׂד.
5. מָתַי בּא דוִד אֶל משה?

Ключ

Упражнение 7 - Прочитайте следующие два разговора.

בּ

א

מָה השעה?
חָמֵש ורבע.
אֵיפׂה דָנָה?
בָּאוּניבֶרסיטה.
מתי היא תָבוֹא?
אני לא יוֹדֵעַ.
נִשְתֶּה קפה?
בְּרָצוֹן.

סליחה, מַר כַּרְמִי גר כּאן?
כּן, אֲדוֹנִי.
הוא בַּבַּית?
לא, הוא בּעבודה.
מָתַי הוא יָבוֹא?
בְּשעה אַרְבַּע.
תּוֹדה. אני אֲטַלְפֵן בְּארבּע וָרבע.
בְּסֵדֶר.

Упражнение 8 - Скажите на иврите:

1. Как поживаете (м.)? 2. Большое спасибо. Хорошо [В порядке]. 3. Давай выпьем кофе. 4. Нет, спасибо. Не сегодня. Я иду наПодсказка работу. 5. А завтра? - С удовольствием. 6. Ты знаешь, где я живу? - Да. 7. Как новая работа? 8. Очень хорошо. Я очень доволен. 9. Когда ты идешь домой? - В 4 часа. 10. Что ты делаешь после работы? - Я сижу дома. 11. Это мой дядя. 12. Я здесь. 13. Ты (м.р.) дома? 14. Она из Англии. 15. Ему 20 лет. 16. Я у моей сестры в Тель- Авиве. 17. Я здесь со вчерашнего дня. 18. Мой брат женат. 19. Это моя сестра. 20. У неё [есть] две дочери.

Ключ

Письмо

Буквы: ת תּ ן נ כּ
Пишутся так:

Упражнение 9 - Прочитайте следующие слова. Запоминать их не обязательно.

Натан потому, что
окно ткацкий станок
сука (собака ж.р.) они (ж.р.)
сыновья, мальчики холм
дочери, девочки эта

Ключ

Упражнение 10 Подсказка - Проверьте, как вы прочитали.

Здесь приведены (в другом порядке) слова из упражнения 9.

ẋэн, баним, натан, тэл, калбаẋ, нул, ки, зо'т, банот, х̣алон.

Перепишите их на иврите и сравните с приведёнными выше словами.

Упражнение 11 - Узнайте и переведите предложения. Все слова встречались в уроках 1 и 2.

Упражнение 12 - Перепишите письменными буквами упражнение 2 урока 2.