Изучаем иврит с нуля!
שִעוּר עֲשִׂירִי


Урок 10

Корень глагола. Неопределённая форма

Выучите следующие слова:

Перевод Произношение Иврит
я слышу, я слушаю (м.) ани шомэас אֲנִי שוׂמֵעַ
слышать, слушать лишмоас לִשְמוׂעַ
я был, была ẋайи́ти הָיִיתִי
ты (м.) был ẋайи́та הָיִיתָ
они были ẋайу הָיוּ
страна э́рэц (ж.) אֶרֶץ Подсказка ר' אֲרָצוׂת
там шам שָם
месяц х̣о́дэш חֹדֶשׁ, חוׂדֶשׁ
месяцы х̣одашим חֳדָשִים, חוׂדָשִים
конечно бэ-вадай בְּוַדַאי
без бли בְּלִי
я (м.) возвращаюсь ани х̣озэр אֲנִי חוׂזֵר
он вернулся х̣азар חָזַר
ты (м.) вернулся х̣аза́рта חָזַרְתָּ
вы (м. мн.) вернулись х̣азартэм חֲזַתֶּם
перед, тому назад, до лифнэй לִפְנֵי
неделя шаву́ас שָבוּעַ ר' שָבוּעוׂת
неделю назад лифнэй шаву́ас לִפְנֵי שָבוּעַ
надо, нужно, следует царих צָרִיךְ
мне нужно (м.), я должен ани царих אֲנִי צָרִיךְ
я хочу, я желаю (м.) ани роцэ אֲנִי רוׂצֶה
новости х̣адашот חֲדָשוׂת
готовый, приготовленный мухан מוּכָן
прийти, приехать лаво לָבוׂא
вечер пятницы, канун шабата э́рэв шабат עֶרֶב שַבָּת
(передай) привет дришат шалом лэ... דְרִישַת שָלוׂם לְ...
я читаю ани корэ אֲנִי קוׂרֵא
я зову ани корэ лэ... אֲנִי קוׂרֵא ל...

Телефонный звонок - מׂשֶה מְטַלְפֵן אֶל חֲבֵרוׂ דוׂרוׂן

חָמֵש שְתַּיִם אַרְבַּע, שֶבַע שֵש שְמוׂנֶה.
 
(הבַּת של דוׂרוׂן וְדִינה): הָלוׂ!
דוׂרִית:
הָלוׂ דוׂרית, ערב טוב! מה שְלוׂמֵךְ?
משה:
תּוׂדה. הכּׂל בְּסֵדֶר.
דורית:
אבּא אוׂ אִמא בַּבַּיִת?
משה:
כּן, הם בּבּית. אֶקְרָא לְאבּא.
אבּא, טֶלֶפוׂן!
דורית:
מי זה?
דורון:
דוׂד משה.
דורית:
ערב טוב, משה. טוב לִשְמוׂעַ אוׂתְךָ.
דורון:
מה זה, דורון?! לא רוׂאים אוׂתְךָ, לא שוׂמְעִים... אֵיפׂה אתּה?
משה:
לא הָיִיתִי בָּאָרֶץ.
דורון:
איפׂה הָיִיתָ?
משה:
בְּאַנְגְלִיָה.
דורון:
בּאנגליה?! כמה זמן הָיִית שָם?
משה:
חוׂדֶש.
דורון:
גם דינה?
משה:
בְּוַדַאי, אני לא נוׂסֵעַ בְּלי אִשְתּי.
דורון:
מתי חֲזַרְתֶּם?
משה:
לִפְנֵי שָבוּעַ.
דורון:
בְּרוּכים הַבָּאים! חָזַרְתָּ לָעֲבוׂדה?
משה:
בְּוַדַאי. אֶפְשָר בְּלי עבודה? צָריך לֶאֱכוׂל...
דורון:
אנחנו רוׂצים לִרְאות אֶתְכֶם וְלִשְמוׂעַ חֲדָשות.
אַתֶּם מוּכָנים לָבוׂא אֵלֵינוּ בְּעֶרֶב שַבָּת?
משה:
מוּכָנִים, בְּרָצוׂן. תּוׂדה רַבּה.
דורון:
דְרִישַת שָלוׂם לְדינה. לְהִתְרָאוׂת בְּערב שבּת.
משה:

Klíč Klíč

Упражнение 1 - Подберите ответы к следующим вопросам:

א. 524768
1. מי היא דוׂרית?
ב. לִפְנֵי שָבוּעַ
2. מַה שוׂאֵלПодсказка משה אֶת דוׂרית?
ג. ״לָמָה לא רוׂאים אֶתְכֶם?״Подсказка
3. מַה מִסְפַּרПодсказка הטֶלֶפוׂן של דוׂרוׂן?
ד. הבּת של דורון ודינה.
4. מָה אוׂמֵר משה לְדורון?
ה. בְּערב שבּת
5. כַּמה זְמן הָיו דורון ודינה בְּאַנְגְלִיָה?
ו. מַה שְלוׂמָה.
6. מָתַי הֵם חָזְרוּ לְיִשְׂרָאֵל?
ז. חוׂדֶש אֶחָד.
7. מתי הם יָבוׂאוּПодсказка אֶל משה וְרָחֵל?

Ключ

Упражнение 2 - Выберите подходящее слово и переведите следующие предложения.

1. מר כּׂהֵן שותה קפה חברו.

2. מתי בּאנגליה? ־ לפני חודש.

3. חֲברךָ יודֵעַ עִבְרִית?

4. האורח שלנו שותה תּה סֻכָּר.

5. בּ אפּריל יש שלושים יום.

Ключ

6. אנחנו שומעים בָּרדיו מֵאֲרָצות רבּות.

7. אֲמֶריקה אֶרֶץ מאׂד.

8. האורחים באים; הקפה

9. הָייתָ בְּאֵילַת? ־ לא, לא הייתי

10. מתַי חֲזַרְתֶּם מֵאמריקה? ־ לִפְנֵי

Ключ

А теперь составьте свои предложения со словами, которые вы не выбрали.

Упражнение 3 - Найдите в списке слов нужные значения и переведите на иврит следующие предложения:

1. Это маленькая страна. 2. Эта страна маленькая, но очень красивая. 3. (Передай) привет твоей (ж.) матери. 4. Там есть новая гостиница. 5. Вы (ж. мн.ч.) готовы? - Конечно. 6. Моя жена пьет чай без сахара. 7. Перед моим домом стоит автобус. Ключ
8. Моя дочь возвращается домой в 7.30. 9. В пятницу вечером мы дома. 10. Мы слушаем классическую музыку Подсказка. 11. Каждое утро я иду на работу. 12. Моя жена работает дома целый день. 13. Мы все хорошие ученики. 14. Это всё. Ключ

Корень глагола — שוֹרֶש

Формы глаголов образуются из корней, состоящих в основном из трёх согласных. Таким образом, например:

Форма אֲנִי חוׂזֵר образована из корня חזר

Форма אני לוׂמֵד образована из корня למד

Форма אני עוׂמֵד образована из корня עמד

Эти три согласные корня в грамматике иврита обозначаются буквами פּ׳ ע׳ и ל׳ (пэй, са́йин, ла́мэд). Для удобства, в этих уроках иврита мы их обозначим: П (= первая), В (= вторая), Т (= третья).

От этих трёх согласных зависит значение глагола. Такие категории, как время, лицо, число, род, порода и т.д. образуются с помощью гласных, а также префиксами и суффиксами, например:

Гласный וֹ после первого согласного и гласный □ֵ после второго, образуют настоящее время одной породы Подсказка глаголов, известной как порода פָּעַל - ПаВаТ. Мы, поэтому можем сказать, что моделью настоящего времени единственного числа правильных глаголов является форма פּוֹעֵל - ПоВэт.

Правильные глаголы - это такие, в которых три корневые согласные остаются неизменными во всех формах.

В неправильных глаголах в некоторых формах один из корневых согласных или изменяется, или выпадает, или «поглощается» следующим согласным.

Упражнение 4 - От следующих корней образуйте формы настоящего времени, единственного и множественного числа, мужского и женского рода. Запоминать эти глаголы не обязательно.

Значение Настоящее время Корень
я закрываю אֲנִי סגר
ты (ж.) бросаешь אַתְּ זרק
вы (м. мн.ч.) связываете אַתֶּם קשר
они (ж.) заканчивают הֵן גמר

Ключ

Корни с «Т» ה (третий согласный - немая ה)

Когда третий согласный корня - немая ה, гласный после второго - □ֶ ( а не □ֵ ), как например:

я пью
אֲנִי שוֹתֶה
я вижу
אֲנִי רוֹאֶה
я покупаю
אֲנִי קוֹנֶה
я делаю
אֲנִי עוֹשֶׂה

Корни с «В» א, ע, ה, ח (второй согласный - один из этих букв).

Когда «В» один из этих согласных, они произносятся в настоящем времени с кратким согласным «А» ( □ֲ ), а не со «шва» (как у правильных глаголов). Сравните:

«В» со «шва» ( □ְ )    
вы (м. мн.) бросаете   אתּם זורְקים .1
мы (ж.) закрываем   אנחנו סוגְרוׂת .2
вы (ж. мн.) связываете   אתּן קושְרות .3
они (м.) заканчивают   הם גומְרים .4
«В» с ( □ֲ )    
вы (м. мн.) спрашиваете   אתּם שואֲלים .1
мы (ж.) закрываем   אנחנו נועֲלות .2
вы (ж. мн.) ведёте машину   אתּן נוהֲגות .3
они (м.) выбирают   הם בּוחֲרים .4
Сравните: מְ/חֲ .4 שְ/הֲ .3 גְ/עֲ .2 רְ/אֲ .1

Неопределённая форма (инфинитив)

Основной формой инфинитива правильных глаголов породы פָּעַל = ПаВаТ является форма לִפְעוֹל - лиПВоТ, т.е.:

префикс לִ + «П» без гласного + «В» с гласным о + «Т», например:

Инфинитив
Корень
связывать
לִקְשוׂר
קשר
заканчивать
לִגְמוׂר
גמר
закрывать
לִסְגוׂר
סגר
бросать
לִזְרוׂק
זרק

Корни с «Т» ה (третья буква - немая ה).

Когда последняя буква корня - немая ה, в неопределённой форме она превращается в ת, например:

Инфинитив
Корень
пить
לִשְתּוׂת
שתה
видеть
לִרְאוֹת
ראה
хотеть
לִרְצוׂת
רצה
покупать
לִקְנוׂת
קנה

Корни с «П» - ה, ח, ע и א

Начальные корневые буквы ה, ח, ע произносятся в инфинитиве не со «шва», а с кратким гласным «А» ( □ֲ ), а корневая א - получает гласный «Э» (אֱ). Под влиянием этих гласных префикс инфинитива произносится לַ или לֶ (вместо לְ), как например:

Инфинитив
Корень
делать
לַעֲשׂוֹת
עשׂה
работать
לַעֲבוׂד
עבד
парковать
לַחֲנוֹת
חנה
возвращаться
לַחֲזוֹר
חזר
быть
לִהְיוֹת Подсказка
היה
перевернуть
לַהֲפוֹךְ
הפךְ
печь
לֶאֱפוֹת
אפה
есть
לֶאֱכוֹל
אכל

Обратите внимание и запомните следующие инфинитивы:

Инфинитив
Корень
вставать
לָקוּם
קום
сказать
לוֹמַר
אמר
отдыхать
לָנוּחַ
נוח
сидеть
לָשֶבֶת
ישב
проживать
לָגוּר
גור
идти
לָלֶכֶת
הלך
прийти
לָבוֹא
בּוא
знать
לָדַעַת
ידע

Упражнение 5 - Из данных корней образуйте инфинитивы и закончите предложения.

(שאל)
1. אני צָריך
(ישב)
2. אתּ צְריכה
(עמד)
3. אתּם צְריכים
(הלך)
4. הן צריכות
(עבד)
5. התּלמיד צריך
(עזר)
6. הַיְלָדים צריכים

Ключ

Упражнение 6 - Прочитайте следующий разговор.

הַשָעה ארבּע וָרבע. בּוֹא לִשתּות קָפה. יש לי גם עוּגהПодсказка טובה.
רָחֵל:
תּודה, אֲבָל אני לא רוצה לֶאֱכול.
משה:
אתה צריך לַעֲבוד הָעֶרֶב?
רחל:
לא, הערב אני רוצה לָנוּחַ.
משה:
אתה מוּכָן לָלֶכֶת לְבֵית קפה?
רחל:
לא, אני רוצה לָשֶבֶת בּבּית.
משה:
מָה אתּה רוצה לַעֲשׂות?
רחל:
לִקְרוֹא סֵפֶר וְלִשמועַ מוּסיקה.
משה:
נָכון. אתּה לא צריך לַעֲבוד כּל היום.
רחל:

Упражнение 7 - Напишите соответствующие формы настоящего времени.

1. לַעֲמוֹד ־ אני
2. לָגוּר ־ אתּם
3. לָבוֹא ־ הן
4. לִשאוׂל ־ אתּן
5. לִשמוֹע ־ הם

Ключ

6. לָלֶכֶת ־ אתּה
7. לַעֲשׂוֹת ־ היא
8. לָדַעַת ־ אנחנו
9. לַמֲזוֹר ־ אתּ
10. לוֹמַר ־ היא

Ключ

Упражнение 8 - С помощью слов רוצה, צריך, מוכן преобразуйте форму настоящего времени в инфинитив, например:

אני הולכת הַבַּיְתָה — אני רוצָה לָלֶכֶת הביתה

1. אתם עובדים הַרבֵּה.
2. הָאורחים שותים קפה.
3. אנחנו יודעים עִברית.
4. אחי עוזר לי בָּעֲבודה.
5. אני קורא סֵפֶר עברי.

Ключ

6. את קמה בשֵש בַּבּוקר.
7. אתה אומר לַמורֶה ״שלום״.
8. חֲבֵרי בּא אֵלַי לִפנֵי הצָהֳרַיִם.
9. אנחנו יושבות כאן.
10. אֲחותי פְּקידה.

Ключ

Числительные 1 10 - в сочетании с существительными мужского рода:

שְלוֹשָה .3 ...שְנַיִם, שְנֵי .2 אֶחָד .1
שִישָה .6 חֲמִישָה .5 אַרְבָּעָה .4
תִּשְעָה .9 שְמוֹנָה .8 שִבְעָה .7
        עֲשָרָה .10

Обратите внимание:

А.

Числительное אֶחָד всегда стоит после существительного мужского рода, т.е. סֵפֶר אֶחָד - «одна книга»; другие числительные стоят перед существительным, например:

10 дней - עֲשָׂרָה יָמִים

три книги - שְלוֹשָה סְפָרִים

Б.

Перед существительным, форма שְנַיִם становится שְנֵי, например:

два друга - שְנֵי חֲבֵרִים

В.

Род существительного в ед. числе, но не суффикс множественного числа (יםִ  или וֹת□) определяет, какую форму числительного — мужского или женского рода — следует употребить. Таким образом, форма множественного числа может оканчиваться на וֹת□, но требует числительное мужского рода, или может оканчиваться на יםִ , но требует числительное женского рода, например:

три года - (שָנָה - ж.р.)
שָלוֹש שָנִים
три недели - (שָבוּעַ - м.р.)
שְלוֹשָה שָבוּעוֹת

Упражнение 9 - Прочитайте числительные в скобках с соответствующей формой существительного.

(6) אִשה .3 (2) בַּת .2 (2) בֵּן .1
(4) שָבוּעַ .6 (8) בַּיִת .5 (1) שֵם .4
(9) שָנה .9 (7) אֶרֶץ .8 (5) חָבֵר .7
Ключ       (1) אוֹרַחַת .10

Упражнение 10 - Скажите на иврите:

1. Вы (м.р. мн.ч.) должны встать до семи. 2. Мы (ж.р.) готовы помочь вам (ж.р. мн.ч.). 3. Ты (ж.р.) хочешь пойти к нашему другу Йосефу? 4. Я готов выпить чаю. 5. Моя сестра хочет учиться в Еврейском университете. Ключ
6. Вы (м.р. мн.ч.) должны быть дома в 6.30. 7. Они хотят поехать в Эйлат. 8. Каждая [одна] из девушек хочет увидеть её Подсказка друзей. 9. Мой новый друг хочет прийти ко мне. 10. Нам нужен хороший учитель, чтобы Подсказка учить иврит. Ключ

Письмо

Буквы: שׂ ץ צ ף פּ
Пишутся так:

Упражнение 11 - Прочитайте следующие слова. Запоминать их не обязательно.

он сжёг бык
он прыгнул олень
он открыл ягнёнок
он покрасил обезьяна
он радовался ястреб

Ключ

Упражнение 12 - Проверьте, как вы прочитали. В упражнении 11 даны следующие слова, но в другом порядке.

цви, самах̣ , нэц, сараф, кафац, коф, сэ, патах̣ , пар, цавас

Напишите эти слова на иврите и сравните результат со списком слов упражнения 11.

Упражнение 13 - Следующие слова вы встречали в упражнении 1 уроке 5. Узнайте их и найдите их значения в разделе «Транскрипция и перевод».


Упражнение 14 - Перепишите письменными буквами упражнение 2 урока 5.